Платные образовательные услуги
Порядок оказания платных образовательных услуг
Утверждение стоимости обучения по каждой образовательной программе
Изостудия «Семицветик»
Программа «Семицветик» составлена на основе программы по изобразительному искусству “Природа и художник” автор Т.А. Копцева. Она вводит ребенка в удивительный мир творчества и с помощью такого вида художественного творчества, как нетрадиционное рисование, дает возможность поверить в себя, в свои способности.
Программа предусматривает развитие у воспитанников изобразительных, художественно – конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.
Маленькому ребенку легче выразить свои впечатления с помощью изобразительной деятельности. Для совершенствования изобразительных навыков следует формировать восприятие формы, цвета, ритма, эстетических представлений
Для развития детского творчества и овладения изобразительной деятельностью необходимо:
учитывать интересы детей,
использовать разнообразные темы занятий и формы организации (индивидуальные и коллективные работы).
Занятия нетрадиционными техниками рисования способствуют развитию эмоциональной отзывчивости, воспитанию чувства прекрасного, развитию воображения, самостоятельности, настойчивости, аккуратности и трудолюбия, умения доводить работу до конца, формированию изобразительных умений и навыков.
Актуальность проблемы
Замечательный педагог В.А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев и от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».
Чем больше уверенности и изобретательности в движении детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (рукой, карандашом, кистью), чем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее.
Таким образом, связь активных движений пальцев рук с уровнем общего развития ребенка получила научное обоснование.
Новизна программы заключается в использовании нетрадиционных техник рисования и разнообразии художественных средств выразительности.
Художественная деятельность - ведущий способ эстетического воспитания детей дошкольного возраста, основное средство художественного развития детей с самого раннего возраста. Следовательно, художественная деятельность выступает как содержательное основание эсте¬тического отношения ребёнка, представляет собой систему специфических (художественных) действий, направленных на восприятие, познание и создание художественного образа (эстетического объекта) в целях эстетического освоения мира.
Художественный образ лежит в основе передаваемого детям эстетического опыта и является центральным, связующим понятием в системе эстетических знаний. Эстетическое отношение может быть сформировано только в установке на восприятие художественных образов и выразительность явлений.
В эстетическом развитии детей центральной является способность к восприятию художественного произведения и самостоятельному созданию выразительного образа, который отличается оригинальностью (субъективной новизной), вариативностью, гибкостью, подвижностью... Эти показатели относятся как к конечному продукту, так и к характеру процесса деятельности, с учётом индивидуальных особенностей и возрастных возможностей детей.
Таким образом, акцент в работе программы делается на развитие творческих способностей, эстетического вкуса, воображения детей, а так же создание условий для свободного, разнопланового экспериментирования с художественными материалами и инструментами.
Цель программы: знакомство детей с различными нетрадиционными техниками рисования.
Задачи:
Обучающие:
• Обучать способам деятельности, формировать умения и навыки детей в изобразительных, декоративных и конструктивных видах творчества.
. Учить детей отражать впечатления, полученные при наблюдении природы, использовать различные художественные средства.
Развивающие:
• Способствовать развитию мелкой моторики рук.
• Способствовать воспитанию художественного вкуса.
• Развивать наблюдательность, внимание и воображение.
• Развивать глазомер, цветоощущение, восприятие формы.
Воспитывающие:
• Воспитывать интерес к нетрадиционным техникам рисования, желание заниматься изобразительной деятельностью.
• Воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, чувство удовлетворения от совместной работы, чувство взаимопомощи и коллективизма.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы, 5-6 лет. Это определяется значительным ростом физических возможностей, особенно активным развитием мелких мышц кистей рук, изменением психологической позиции и ощущением дошкольниками «взрослости», желанием проявить свою индивидуальность и творческие способности.
Форма работы с детьми
Занятия проводятся с октября по май включительно 2 раза в неделю по 25 минут, во второй половине дня, когда дети не заняты на основных программных занятиях. При этом соблюдаются санитарно - гигиенические нормы, техника безопасной работы с различными видами материалов и оборудования, обеспечивается возможность отдыха и повышения работоспособности детей (физическая минутка, пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика, упражнения на релаксацию).
Ожидаемые результаты
• активность и самостоятельность детей в художественно¬-эстетической деятельности;
• умение находить новые способы для художественного изображения;
• знание нетрадиционных техник рисования.
Для определения уровня развития используются контрольные занятия в начале и в конце учебного года. С помощью наблюдений и анализа продуктивной деятельности детей оформляются диагностические карты, на основе которых корректируется тематический план программы.
Формы подведения итогов реализации программы
• Выставки детских работ
• Презентации детских работ родителям, сотрудникам
• Творческий отчет руководителя кружка на педсовете.
Методическое обеспечение
• Дидактический и игровой материал;
• Использование интерактивных ресурсов;
• Использование разнообразных средств и материалов изобразительной деятельности.
Кружок по обучению грамоте «В стране звуков и букв»
Дополнительная образовательная программа «В стране звуков и букв» имеет социально-педагогическую направленность и способствует развитию мотивации ребёнка к познанию и созданию условий для всестороннего развития личности ребёнка. Составлена на основе парциальной программы Н. В. Нищевой «Обучение грамоте детей дошкольного возраста». Программа опирается на федеральный Закон «Об образовании» и соответствует ФГОС ДО.
Программа ориентирована на детей 5-6 летнего возраста.
Срок реализации программы- 1 год
В Программе используется системный, комплексный, личностный подход к развитию детей и направлена на общее, интеллектуальное развитие детей.
Актуальность программы. Программа является одним из этапов подготовки детей к обучению в школе и знакомит детей с первоначальными элементами грамоты. Представляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, словами, которые помогут детям сформировать мыслительные операции, научат понимать и выполнять учебную задачу, овладеть навыками речевого общения, а также способствуют развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации.
Педагогическая целесообразность Данная программа педагогически целесообразна, так как при её реализации дети получают достаточный запас знаний, умений и навыков, необходимых для подготовки к школе.
Новизна программы.
Комплекс игровых упражнений и использование дидактического материала, который излагается в занимательной форме с элементами соревнования, способствует развитию врожденной грамотности и овладению навыками чтения.
Цель программы
Речевое развитие детей и подготовка их к усвоению грамоты, слоговому чтению.
Задачи программы:
Образовательные:
формирование и развитие фонематического слуха;
овладение звуковой стороной речи –темпом, интонацией;
знакомство со слоговой структурой слова;
формирование умения правильно строить предложение, использовать предлоги, распространять предложение, пользоваться конструкцией сложного предложения;
формирование умение пересказывать, составлять небольшие рассказы по картинкам, используя простые предложения;
формирование и развитие звуко - буквенного анализа;
расширение словарного запаса детей;
ознакомление с графическим изображением буквы;
формирование элементарных графических умений;
подготовка руки ребёнка к письму;
обучение умению соотносить звук и букву;
упражнять в умении печатать буквы, слоги ( по образцу);
Развивающие:
развитие слухового восприятия;
развитие графических навыков;
развитие мелкой моторики;
Воспитательные:
воспитание умения работать в коллективе, доводить начатое дело до конца, планировать и контролировать свои действия;
воспитание самостоятельности при выполнении заданий
воспитание доброжелательности по отношению к окружающим;
воспитание усидчивости.
Методы работы с детьми Основным методом речевого развития детей является игра. Она побуждает детей контактировать друг с другом и является мотивом к коммуникативной деятельности.
Игровой метод – это использование дидактических, словесных, строительных игр, в которых дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся фонетико-фонематические представления, упражняются в выделении звуков в словах, закрепляют знание букв, совершенствуют навыки послогового чтения.
Игры с природным материалом: песком, мелкими камешками, каштанами, ракушками, косточками. В них дети, созидая, познают свойства и качества материалов, выкладывают из них буквы и слова, развивают мелкую моторику пальцев рук.
Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Эти упражнения стимулируют развитие речи, пространственного мышления, воспитывает быстроту реакции.
Дидактические игры - основополагающий вид игры, т. к. именно они проходят через все детство, начиная с раннего возраста, и решают разнообразные задачи, в том числе речевые.
Основные этапы и содержание работы
1. Подготовительный:
закреплять умение вслушиваться в звучание слова, узнавать и называть из него заданные звуки;
интонационное выделение заданного звука в слове;
графическое обозначение слов – прямоугольник (схема);
деление слов на слоги: закрепление фонематического слуха у детей.
2. Знакомство с гласными звуками и буквами - А, О, У, Ы, Э:
знакомство с понятием звук и буква и их различием (на протяжении всех занятий);
понятие «гласный звук» и графическое изображение гласных звуков – красный квадрат;
определение места звука / буквы в слове;
обучение написанию букв с использованием образца (печатное изображение букв) ;
ограничения клеткой – подготовка руки к письму (на протяжении всех занятий).
3. Знакомство с сонорными согласными - Л, М, Н, Р:
алфавитное название согласных букв и звук, который они обозначают в слове;
понятия «согласный звук», «слог» и «слияние»;
графическое изображение твѐрдых согласных – синий квадрат;
чтение слогов с изученными звуками и буквами;
составление и чтение слов из знакомых букв;
работа над ударением в слове (ударный слог, ударный гласный в слове, графическое;
обозначение ударения), переход к чтению целых слов.
4. Знакомство с йотированными гласными – Я, Е, Ё, Ю, И:
гласные буквы, придающие согласным буквам мягкость при произношении;
графическое изображение мягких согласных звуков – зелѐный квадрат.
5. Знакомство со звонкими и глухими согласными: парность звуков по звонкости/глухости:
звуковой (фонетический) анализ слова;
понятие «предложение» и его графическое изображение (схема);
переход к чтению предложений из двух, трѐх, четырѐх знакомых слов;
6. Знакомство с одиночными согласными: Х, Ц, Й, Ь и Ъ – и их особенностями
закрепить понятия «звук», «буква», «слог», «слово», «предложение»;
переход к чтению несложных текстов.
7. Повторение и закрепление пройденного материала
Форма работы с детьми :
Занятия проводятся 2 раза в неделю, включают в себя небольшую теоретическую часть, с иллюстрированным наглядным материалом, игровыми, занимательными упражнениями и упражнениями для развития моторики, физминутки .
Длительность каждого занятия для детей данного возраста – 25 мин. Курс занятий рассчитан на 8 месяцев (с октября по май)
Для определения уровня развития речевых навыков используются контрольные занятия в течение учебного года
Ожидаемые результаты:
Ребёнок к концу года знает:
буквы русского алфавита;
понимает и использует в речи термины «звук», «буква»;
правильно произносит все звуки родного языка изолированно, в словах, во фразовой речи;
определяет место звука в слове: в начале, середине, в конце;
различает гласные и согласные, твѐрдые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные звуки;
делит слова на слоги; определяет ударный слог, ударную гласную;
пользуется графическим обозначением звуков;
записывает слово, предложение условными обозначениями, буквами;
составляет 4-5 предложений по картине; по серии картинок, из личного опыта;
читает слова, предложения, небольшие рассказы;
отвечает на вопросы по содержанию прочитанного;
уметь понимать и выполнять учебную задачу, а также проявлять такие качества как усидчивость, терпеливость, доброжелательность.
Для отслеживания результатов образовательного процесса в сентябре и мае проводится диагностическое обследование детей.
Многолетний опыт подготовки детей к грамоте свидетельствует: дошкольники способны успешно овладеть начальными навыками звуко-буквенного анализа и синтеза, что является основой для формирования чтения и письма.
Кружок по обучению детей игре на музыкальных инструментах «Музыкальный дворик»
Программа ансамбля «Музыкальный дворик» разработана на опыта ученых авторов, работающих над этой проблемой: Рыбаковой Э. Л. «Музыкально-эстетическое воспитание детей на народных инструментах» (основа ее методики – музицирование на доступных детям народных инструментах, импровизация).
Программа предусматривает поэтапное обучение дошкольников игре на русских народных инструментах. Данная программа направлена на приобщение детей к истокам русской и мордовской народной культуры, возрождению культурных ценностей и развитию творческих способностей детей.
Актуальность. Интерес и внимание к музыкальному искусству в последнее время в нашей стране еще более возрос. Все чаще говорят о необходимости приобщения детей к истокам русской культуры, о возрождении народных праздников с их традициями, обычаями и верованиями. Ведь, приобщая детей к народному творчеству, мы тем самым приобщаем их к истории русского народа, к нравственным общечеловеческим ценностям, которых так не хватает в наше неспокойное время.
Игру на музыкальных инструментах можно использовать в самых различных условиях: музыкальная непосредственная образовательная деятельность, театральная деятельность, выступления на праздниках, кружковая работа. В разных видах деятельности: пение, слушание музыки, музыкально-ритмические движения.
Цель программы: формирование у детей основ нравственной эстетической культуры, потребности к самостоятельному мышлению и анализу, становлению музыкальных задатков и физическому развитию через обучение детей игре на русских народных музыкальных инструментах в оркестре.
Задачи программы:
Образовательные:
научить детей владеть инструментами, знать их назначение;
приучать детей согласованно действовать в коллективе, добиваться сыгранности, выразительности исполнения, исполнение сольных партий.
расширять и обогащать знания детей (о быте, костюме, ремесле, художественных промыслах, традициях, праздниках и др. как русского, так и мордовского народа).
Развивающие:
обучение основам техники игры на русских народных инструментах, формирование необходимых умений и навыков для дальнейшего совершенствования в игре на музыкальных инструментах.
развивать желание играть на музыкальных инструментах, слуховые представления, чувства ритма, тембра, динамики, память, внимание и организованность.
Воспитательные:
воспитывать желание детей играть на музыкальных инструментах не только на занятиях музыки, индивидуальной работе, но и в часы досуга, дома;
воспитывать у детей гордость за свой народ, формировать уважение к традициям и обычаям страны, края. Прививать им интерес к прошлому старшего поколения.
Направления работы:
♦ Знакомство с русскими народными и мордовскими инструментами (струнными, духовыми, ударными, шумовыми и др.)
♦ Самостоятельное исполнение произведений на народных инструментах.
♦ Развитие творческих способностей.
Принципы:
♦ Принцип фасцинации (очарования детей).
♦ Творческой направленности.
♦ Игрового познания.
♦ Максимальной самореализации с учетом его индивидуальных особенностей.
Новизной и отличительной особенностью данной программы является обучение игре на народных инструментах и экспериментальных музыкальных инструментах (инструментах-самоделках) и приобщение детей к творческой деятельности. Вместе с детьми создаем ритмические и инструментальные импровизации, танцевальные композиции, не сложные игровые миниатюры, инсценировки, а также народные и экспериментальные инструменты (самоделки). Коллективные творческие проекты дети демонстрируют на народных праздниках, концертах.
Основной формой работы в кружке «Музыкальный дворик» является групповое занятие по расписанию. Занятия проводятся ансамблем два раза в неделю в вечернее время. В год проводится 64 занятия. Продолжительность занятия старшая группа – 25 минут, подготовительная группа – 30 минут. Расширяя кругозор детей, знания о русском и мордовском фольклоре и целом о русской народной культуре использую такие формы:
беседа;
рассматривание подлинных русских и мордовских народных инструментов;
слушание народных музыкальных произведений в исполнении приглашенных балалаечников, гармонистов, учащихся музыкальной школы;
знакомство с русским народным костюмом;
знакомство с мордовским народным костюмом;
знакомство с промыслами;
рассматривание иллюстраций, открыток, альбомов;
просмотр видеофильмов и прослушивание CD-дисков;
экскурсии;
организация фотовыставок;
изготовление экспериментальных инструментов (инструментов-самоделок).
Содержание работы:
Учебный материал, предусмотренный программой, распределен в определенной последовательности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Постепенно, от занятия к занятию усложняя музыкальный материал. Поначалу необходимо заинтересовать ребенка, развить желание заниматься в ансамбле и только потом переходить к целенаправленному формированию исполнительских умений и навыков. Для выработки ритмичной одновременной игры на музыкальных инструментах, овладения основами техники, рекомендую использовать на занятиях:
пальчиковые игры;
дидактические игры;
игры с палочками;
ритмические упражнения (народный фольклор – потешки, попевки, прибаутки, песенки, частушки);
соревнования между подгруппами;
создание собственных приемов игры на народных инструментах.
Структура программы: весь образовательный цикл делится на 3 ступени исполнительского мастерства:
1 ступень – младшая группа ансамбля (старшая группа)
Цель: приобретение начального музыкального опыта. Знакомство с простейшими приемами звукоизвлечения; развитие музыкального слуха и чувства ритма, координации движений. Дети знакомятся с народной культурой, народными инструментами. Учатся играть ансамблем, знакомятся с новыми приемами игры, осваивают технику игры на музыкальных инструментах.
3 ступень – старшая группа ансамбля (подготовительная к школе группа).
Цель: знакомство с традициями народной культуры. Знакомство со всей группой ударных и духовых народных инструментов. Игра ансамблем. Совершенствование техники игры народных музыкальных инструментах. Проявление творческой инициативы.
Основные разделы программы взаимодействуют между собой и дополняют друг друга. Например: в пении используются музыкальные инструменты для сопровождения. Слушая народную музыку, дети передают свое отношение к музыке и свои чувства через движения своего тела. Игру в оркестре дети «украшают» частушкой, речитативом, приговором и др.
Предложенная программа является вариативной, комплексной, то есть при возникновении необходимости допускается корректировка содержания и форм занятий, времени прохождения материала.
Программа рассчитана на 2 года обучения для детей от 5 до 7 лет с музыкально-слуховыми способностями, хорошим чувством ритма и является попыткой обновления содержания музыкального воспитания по разделу «Игра на музыкальных инструментах».
Методы работы:
• Объяснительно-иллюстративный (беседа, объяснение, художественное слово, использование фольклора).
• Репродуктивный (разучивание, закрепление материала).
• Исследовательский (самостоятельное исполнение, оценка, самооценка).
• Метод побуждения к сопереживанию (эмоциональная отзывчивость на прекрасное).
• Метод поисковых ситуаций (побуждение детей к творческой и практической деятельности).
В работе с ансамблем использую технические средства обучения ТСО: (музыкальный центр, видеомагнитофон, видеокамеру, интерактивную доску, компьютер)
в ритмической тренировке;
при знакомстве с музыкальным инструментом или музыкальным репертуаром;
для самооценки (дети просматривают собственное исполнение, делают выводы, анализируют);
на праздничных утренниках, концертах и фестивалях.
Ожидаемый результат:
Старшая группа:
уметь ритмично передавать заданный ритм;
владеть простейшими приемами игры на ложках и народных инструментах;
сопровождать пение игрой на народных музыкальных инструментах;
изображать в движении свое отношение к музыкальному образу, используя средства музыкальной выразительности: темп, ритм, а также выразительную мимику, осанку.
играть в ансамбле соблюдая ритм;
владеть приемами игры на двух ложках, народных и самодельных музыкальных инструментах;
легко петь и двигаться под народную музыку, выразительно передавая в движении характер, настроение песни;
Подготовительная группа.
играть индивидуально и в ансамбле, соблюдая ритм;
владеть приемами игры на народных и самодельных музыкальных инструментах;
своевременно начинать и заканчивать свою партию в ансамбле;
проявлять творческую инициативу в создании инсценировок, сюжетно-игровых импровизаций, музыкально-инструментальных композиций, создании самодельных музыкальных инструментов.
выразительно и эмоционально петь и двигаться соблюдая колорит и удаль русской души;
понимать и чувствовать ответственность за правильное исполнение своей партии в ансамбле;
создавать творческие музыкально-инструментальные композиции и танцевальные миниатюры;
находить новые приемы игры на народных и самодельных музыкальных инструментах.
Методы оценки результативности программы:
Критерии определения результативности программы:
ритмичность выполнения всех заданий;
в совершенстве владеть приемами игры на 2-х музыкальных инструментах;
легко, непринужденно сочетать игру на народных музыкальных инструментах с пением и движением.
Способы определения результативности программы:
игра на русских народных инструментах;
игра на экспериментальных музыкальных инструментах (самоделках);
игра на «подручных» музыкальных инструментах (ухват, чугунок, стиральная доска и т.д.)
Работа с родителями предполагает:
Проведение родительских собраний, последнее собрание проводится в форме отчетного концерта, на котором родители имеют возможность наблюдать рост исполнительского мастерства своих детей. Помимо этого систематически проводятся индивидуальные консультации с родителями, дети которых нуждаются в них.
Родители наши друзья и помощники. Они принимают непосредственное участие в досугах и развлечениях, помогают в оформлении зала, изготавливают экспериментальные музыкальные инструменты (самоделки), делают атрибуты и шьют костюмы.
Формой подведения итогов реализации данной дополнительной образовательной программы являются: конкурсы на лучшее исполнение сольной пьесы, ансамбль внутри коллектива, праздничные утренники (8 марта, выпуск в школу), фольклорные праздники («От зари до зари веселятся ребетишки»), развлечения и досуги («Осенины», «Посиделки, на завалинке»), отчетные концерты, участие в смотрах, конкурсах, фольклорных фестивалях.
Кружок по математическому развитию «Занимательная математика»
Образовательная программа по дополнительному образованию «Занимательная математика» имеет познавательную направленность. Разработанная программа «Занимательная математика» – это стремление педагога использовать возможности занимательного материала в познавательном (в частности математическом) развитии детей.
В комплексном подходе к образованию дошкольников в современной дидактике и в соответствии с требованием ФГОС ДО немаловажная роль принадлежит занимательным развивающим играм, задачам, развлечениям. Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс решения, поиск ответа, основанный на интересе к решению задачи, невозможен без активной работы мысли. В ходе игр и упражнений с занимательным математическим материалом дети овладевают умением творчески относиться к решению задачи, самостоятельно вести поиск ее решения, проявляя при этом собственную инициативу. Этим положением и объясняется значение занимательных задач в познавательном развитии детей.
Занимательный математический материал является хорошим средством воспитания у детей уже в дошкольном возрасте интереса к математике, к логике и доказательности рассуждений, желания проявлять умственное напряжение, сосредотачивать внимание на проблеме. Решение разного рода нестандартных задач в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию общих умственных способностей: логики мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, пространственных представлений.
Актуальность программы
Обучению дошкольников элементарным математическим представлениям в современном дошкольном образовании отводится важное место. Это вызвано целым рядом причин: началом школьного обучения с шести лет; повышением внимания к компьютеризации; обилием информации, получаемой ребёнком, и в связи с этим: стремление родителей, как можно раньше научить ребёнка узнавать цифры, считать, решать задачи. Работа по формированию у дошкольников элементарных математических представлений – важнейшая часть их общей подготовки к школе. Решая разнообразные математические задачи, дети проявляют волевые усилия, приучаются действовать целенаправленно, преодолевать трудности, доводить дело до конца (находить правильное решение, ответ).
Важную роль занятий математикой в умственном воспитании детей дошкольного возраста отмечали многие исследователи (Н.А. Арапова-Пискарева, А.В. Белошистая, Л.А. Венгер, О.М. Дъяченко, Т.И. Ерофеева, Н.А. Козлова, Е.В. Колесникова, Л.П. Петерсон, Т.А. Фалькович, Е.И. Щербакова и др.). По их мнению, обучение математике в дошкольном возрасте является своевременным, носит общеразвивающий характер, оказывает влияние на развитие любознательности, познавательной активности, мыслительной деятельности, формирование системы элементарных знаний о предметах и явлениях окружающей жизни, обеспечивая тем самым готовность к обучению в школе.
Опыт работы с дошкольниками в области математического развития показывает, что на успешность обучения влияет не только содержание предлагаемого материала, но также форма его подачи, которая способна вызвать заинтересованность детей и познавательную активность. Современные стандарты к дошкольному образованию также ориентируют педагогов на организацию развивающего образования, на использование новых форм его организации, при которых синтезировались бы элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия. В данном контексте перспективным в обучении детей основам математики являются проблемно-поисковые ситуации, имеющие форму занимательных математических и логических задач. Проблемно-поисковые ситуации математического содержания способствуют развитию математических представлений на основе эвристических методов, когда понятия, свойства, связи и зависимости открываются ребенком самостоятельно, когда им самим устанавливаются важнейшие закономерности.
Новизна. Дополнительная образовательная программа «Занимательная математика»:
– предполагает решение проблем дополнительного образования познавательной направленности на основе овладения детьми дошкольного возраста элементарными представлениями о математической деятельности в условиях проблемно-поисковых ситуаций математического содержания;
– содержание программы представлено различными формами организации математической деятельности через занимательные развивающие игры, упражнения, задания, задачи-шутки, загадки математического содержания, которые помогают совершенствовать навыки счета, закрепляют понимание отношений между числами натурального ряда, формируют устойчивый интерес к математическим знаниям, развивают внимание, память, логические формы мышления. Дети непосредственно приобщаются к познавательному материалу, дающему пищу воображению, затрагивающую не только чисто интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребёнка.
Цель Программы: создание условий для познавательного развития детей дошкольного возраста через организацию занимательных развивающих игр, заданий, упражнений математического содержания.
Задачи Программы:
– отрабатывать арифметические и геометрические навыки;
– развивать произвольность психических процессов, абстрактно-логических и наглядно-образных видов мышления и типов памяти, основных мыслительных операций (анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация), основных свойств внимания, доказательную речь и речь-рассуждение;
– воспитывать потребность в сотрудничестве, взаимодействии со сверстниками, умению подчинять свои интересы определенным правилам.
Форма работы с детьми. Программа ориентирована на детей от 4 до 5 и лет. Занятия проводятся в рамках дополнительного образования, при максимальном сочетании принципа группового обучения с индивидуальным подходом. Программа рассчитана на 1 год обучения. Математический кружок работает 2 раза в неделю по 20 минут. Состав группы 12 человек.
Формы организации математической деятельности детей на занятиях: задачи-шутки, математические и логические загадки и задания, увлекательные игры и упражнения с цифрами, знаками, геометрическими фигурами.
Ожидаемые результаты:
Считать в пределах 5, относить последнее числительное ко всей группе предметов.
Называть цифры от 1 до 5, писать их по точкам, соотносить кол-во предметов с цифрой.
Понимать отношения между числами в пределах 5, выражать эти отношения в речи.
Отгадывать математические загадки.
Различать количественный, порядковый счет.
Устанавливать равенство и неравенство групп предметов по названному числу.
Находить заданные геометрические фигуры среди множества других.
Сравнивать предметы по величине, высоте, длине, ширине, толщине в пределах пяти, обозначая результаты сравнения соответствующими терминами.
Выделять признаки сходства и различия между предметами и определять их по этому признаку.
Закреплять знания о временах года.
Различать понятия вчера, сегодня, завтра, быстро, медленно.
Уметь ориентироваться на листе бумаги.
Решать простые логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, анализ и синтез.
Понимать задание и выполнять его самостоятельно.
Кружок по подготовке к школе (обучение грамоте) «АБВГДейка»
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что позволяет детям развивать фонематический слух, упражняться в членении предложений на слова, слова на слоги, слогов на буквы и звуки, позволяет выучить все буквы русского алфавита и т.д.
Программа разработана на основе парциальной программы Н. В. Нищевой «Обучение грамоте детей дошкольного возраста
В данном курсе так же используются частично логопедические методики и технологии для детей дошкольного возраста.
Вид программы – модифицированная (адаптированная).
Актуальность предлагаемой дополнительной программы определяется запросом со стороны родителей на формирование навыков чтения и обучения грамоте детей дошкольного возраста.
Переход ребенка из детского сада в школу является трудным этапом в его жизни, необходимо организовать преемственность между детским садом и школой. Если ребенок, ушедший в школу, в первом классе не справляется с заданием по разделу обучение грамоте, не осознает, что звук произносится, а буква пишется, слова состоят из слогов, из слов можно составить предложения и т.д., то естественно у него возникают трудности. Успехи школьного обучения в немалой степени зависят от уровня подготовленности ребёнка в дошкольные годы.
Новизна программы заключается в том, что одним из перспективных направлений развития современного образования является предшкольная подготовка детей 6-ти лет к обучению грамоте и чтению.
Цель: подготовить детей к обучению грамоте через игровую деятельность, приобретение первоначальных навыков правильного осознанного чтения, а также формирование устной речи.
Задачи:
Обучающие
- Сформировать у детей действия интонирования, протягивания, пропевания звука в слове.
- Научить их определять в слове первый звук, наличие звука в слове, часто встречающийся звук в стихотворении.
- Введение терминов "звук" и "слово".
- Научить называть слова с заданным звуком.
- Воспитывать речевое внимание и фонематический слух.
- Дать представление о звуках русского языка.
- Познакомить с особенностями произношения гласных и согласных звуков, с их схематическим изображением.
- Показать детям связь звука с буквой.
- Формировать навыки чтения открытых и закрытых слогов.
- Различать звуки по их качественным характеристикам: гласный, твердый (мягкий) согласный.
- Учить детей определять позицию звука в слове.
- Научить детей определять порядок звуков в слове и отдельные звуки
- Учить правильно, соотносить звуки и буквы.
- Формирование у детей навыка плавного слогового чтения с постепенным переходом к чтению целыми словами, предложениями.
- Научить детей составлять слова из слогов и отдельных букв, предложения - из отдельных слов.
- Научить самостоятельно работать со схемой слова и предложения.
- Формирование у детей навыка осознанного чтения небольших текстов, понимания смысла прочитанного.
- Сформировать у детей систему чётко различаемых, противопоставленных друг другу фонем;
- Формировать звуко - слоговой анализ слова;
- Упражняться в членении предложений на слова, слова на слоги, слогов на буквы;
- Способствовать развитию мелкой моторики рук;
Воспитательные
- Воспитывать умение работать в коллективе, взаимодействовать, доводить начатое дело до конца; работать внимательно, сосредоточенно, планировать и контролировать свои действия;
- Воспитывать умение общаться со взрослыми, со сверстниками, умение видеть мир глазами другого человека;
Развивающие
- Развивать познавательную активность детей;
- Активизировать процесс внимания, памяти, мышления;
- Совершенствовать речевой аппарат.
- Формировать мотивацию учения и интерес к самому процессу обучения;
-Развивать память, внимание, творческие способности, воображение, вариативности мышления;
- Научить произносить слова различной слоговой сложности;
-Научить детей свободно пользоваться приобретёнными навыками в самостоятельной речи;
Программа предназначена для детей 6-7 лет, состав группы постоянный, набор детей в кружок свободный. Вид детской группы профильный.
Данная кружковая форма работы позволяет решить задачу обучения элементарным навыкам чтения со значительно большим эффектом, так как учитывает индивидуальные особенности детей, а также позволяет оптимально дозировать нагрузку на каждого ребенка в группе. Кружковая работа построена по принципу максимального использования ребенком собственной познавательной активности и последовательного введения программного материала (то есть от простого к сложному). Организация обучения была продумана таким образом, что: обеспечивала познавательный интерес и устойчивость произвольного внимания, каждый ребенок мог участвовать в процессе выполнения заданий,
используется индивидуальный и дифференцированный подходы к детям (сильные, слабые группы детей по уровню знаний, умений).
Обучение грамоте - это сложный процесс, который включает несколько этапов:
- Подготовительный этап обучения – подготовка к звуковому анализу слова.
На этом этапе закладываются основы овладения детьми грамотой (чтением и письмом).
-Основной этап - формирование элементарных навыков чтения и первоначальных навыков письма.
Методика формирования элементарных навыков чтения и письма делится на 4 раздела:
Знакомство со всеми звуками и буквами русского языка.
Развитие звукобуквенного анализа слова.
Обучение чтению.
Формирование первоначальных навыков письма.
Форма работы с детьми:
Занятия проводятся с группой детей 2 раза в неделю (во 2-й половине дня). Продолжительность занятий 30 минут. Курс занятий рассчитан на 8 месяцев (с октября по май). В сентябре и мае проводится диагностическое обследование детей. Материал занятий излагается в игровой, занимательной форме с элементами соревнования, так как игровые приемы и дидактические игры составляют специфику обучения дошкольников.
При проведении занятий учитываются возрастные особенности детей и широко используются разнообразные дидактические игры, игровые приёмы, наглядные пособия и материалы.
Для определения уровня развития речевых навыков используются контрольные занятия в начале и в течение учебного года.
Ожидаемые результаты
-обучающийся должен знать все буквы русского алфавита;
-должен уметь вычленять звуки в словах, определять их последовательность;
-должен научиться различать гласные и согласные звуки и буквы;
-должен уметь делить слова на слоги, составлять из слогов слова, из слов – предложения;
-ребёнок должен научиться обозначать мягкость и твёрдость согласных звуков на схеме;
-должен уметь отвечать на вопросы педагога; слушать и выполнять основные его требования;
- ребёнок должен уметь осуществлять самоконтроль, находить ошибки.
- адекватно употреблять в самостоятельной речи простые и сложные предложения усложняя их придаточными причины и следствия, однородными членами предложения и т.д.
-оформлять речевое высказывание в соответствии с фонетическими нормами русского языка;
-овладеть правильным звуко - слоговым оформлением речи;
Для реализации программы имеется кабинет логопеда, оснащенный дидактическим учебным материалом, современными пособиями и методической литературой.
Во время педагогического процесса соблюдаются санитарно-гигиенические и методические требования к охране жизни и здоровья дошкольников в рамках дополнительного образования.
Многолетний опыт подготовки детей к грамоте свидетельствует: дошкольники способны успешно овладеть начальными навыками звукобуквенного анализа и синтеза, что является основой для формирования чтения и письма.
Кружок по обучению нетрадиционным техникам рисования «Радуга красок»
Программа дополнительного образования «Радуга красок» разработана в соответствии с ФГОС и на основе парциальной программы «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» Г.Н.Давыдова.
Программа «Радуга красок» ориентирована на активное приобщение детей дошкольного возраста к художественному творчеству и носит образовательный характер.
Данная программа предназначена для обучения детей нетрадиционным техникам рисования. В изобразительной деятельности ребенок самовыражается, пробует свои силы, совершенствует способности. Она прежде всего обогащает его представление о мире. Новые подходы раскрепощают ребенка. Он уже не боится, что у него что – то не получится, немного техники, и пятно на листе бумаги превращается в кошечку, дуб-великан, морское чудовище. Ребенку легче поставить на листе пятно, сделать мазки, работать кистью во всех направлениях.
Рисование является одним из лучших средств развития наблюдательности, памяти, мышления, воображения. Здесь ребенок активен в самостоятельном выборе изобразительных материалов и расположении изображения на листе. Поэтому необходимо шире вводить рисование в процесс обучения и как самостоятельный предмет, и как вспомогательное средство, прием обучения при изучении других предметов.
Кроме того, на занятиях главное внимание уделено формированию нравственно-волевых качеств личности, эмоционально- образного восприятия изобразительного искусства, художественного-образного начала в рисунках.
Актуальность программы
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия развития личности в целом. В системе эстетического творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно- эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи. Программа направлена на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Обучающиеся знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения.
Педагогическая целесообразность программы.
Занятия помогают сформировать у ребенка новое мышление, способствуют развитию визуальной культуры, навыками и умениями художественного творчества. Ребенок с детских лет учится находиться в гармонии с природой, начинает ценить и беречь культуру прошлого и настоящего, художественно преобразовывать окружающий мир.
Цель программы – развитие художественно-эстетического мышления детей, посредством работы в нетрадиционной технике рисования. Сформировать у детей чувство успеха, уверенности в себе, пробудить желание постоянно творить. Эта цель обуславливает следующие задачи:
Обучающие:
• знакомить с нетрадиционными техниками рисования ;
• закреплять и расширять знания, полученные на занятиях;
• учить понимать и выделять такие средства выразительности как композиция и колорит;
• продолжать формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка;
• совершенствовать умения отображать впечатления от окружающего мира в изодеятельности;
• приобретение навыков учебно-исследовательской работы.
Развивающие:
• развивать коммуникативные, речевые, интеллектуальные и художественные способности в процессе рисования;
• пробуждать интерес к нетрадиционным техникам рисования, воображение;
• развивать формо и цветовосприятие, чувство композиции, мелкую моторику рук, ассоциативное мышление, воображение ;
• развивать творческую активность, поддерживать потребность в самовыражении.
• развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях.
Воспитательные:
• формировать положительное эмоциональное восприятие окружающего мира;
• воспитывать художественный вкус, интерес к изобразительному искусству;
• добиться максимальной самостоятельности детского творчества.
• Воспитывать желание и умение взаимодействовать со сверстниками при создании коллективных работ.
Отличительные особенности программы.
– учитываются возрастные и индивидуальные особенности и склонности каждого ребенка для более успешного творческого развития;
– программа построена на постоянной смене видов деятельности в течение учебного года (кляксография с трубочкой, рисование ладошкой, восковые мелки и акварель, ниткография,и др.), чередование видов позволяет избежать потери интереса к данной деятельности, сохраняя эффект новизны и в то же время даёт возможность систематически работать над овладением материалами и техниками рисования, постоянно переходить от простого к сложному.
Возраст детей, участвующих в реализации программы:
– для обучения рекомендуется принимать мальчиков и девочек 4-5лет, усидчивых, склонных к кропотливой работе. Специальных знаний для начала обучения по программе не требуется.
Сроки реализации:
– 1год обучения, 2 раза в неделю, продолжительность – 20 мин.
Форма и режим работы:
– групповая
Ожидаемые результаты и способы их проверки (мониторинг):
Результативность
• Прохождение программы предполагает овладение дошкольниками комплексом знаний, умений и навыков, обеспечивающих в целом ее практическую реализацию.
• В результате обучения в кружке в течение полного учебного года по программе в конце обучения предполагается, что дошкольники получают следующие основные знания и умения:
– расширят знания в области композиции, формообразования, цветоведения;
– продолжат развивать навыки обобщения и рассуждения;
– образы из окружающей жизни и литературных произведений, передаваемые обучающимися в изобразительной деятельности, становятся сложнее ;
– научатся в доступной форме подчеркивать красоту материалов, форм, конструкций при создании рисунков;
– научатся вести поисковую работу по подбору книг, репродукций, рассказов о декоративно прикладном искусстве.
Формы проведения итогов реализации ОП:
В процессе занятий используются различные формы:
– традиционные, комбинированные и практические занятия; игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие.
А также различные методы:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
• словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т. д.);
• наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);
• практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
• объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
• репродуктивный – дошкольники воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
• частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с воспитателем;
• исследовательский – самостоятельная творческая работа дошкольников.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности детей на занятиях:
• фронтальный – одновременная работа со всеми детьми;
• индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
• групповой – организация работы в группах;
• индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
При работе обучающиеся познакомятся со следующими техниками:
Монотопия – графическая техника. Рисунок наносится сначала на ровную и гладкую поверхность, а потом он отпечатывается на другую поверхность. При работе будет применяться монотопия предметная и монотопия пейзажная.
Кляксография с трубочкой- метод рисования посредством выдувания через трубочку или соломинку.
Отпечатки листьев. Обучающийся покрывает лист дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок.
Рисование пальчиками. Обучающийся опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета.
Рисование ладошкой. Обучающийся опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки и делает отпечаток на бумаге. Рисуют как правой так и левой руками, окрашенными разными цветами.
Восковые мелки+акварель. Ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок нарисованный мелками остается не закрашенным.
Свеча+ акварель. Обучающийся рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.
Набрызг. Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держится над бумагой. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Краска разбрызгивается на бумагу.
Ниткография. Обучающиеся выкладывают на половинке листа бумаги прокрашенные в краске нити, закрывают второй половинкой бумаги. Придерживая лист резко выдергивают нитку. Можно использовать нити разных цветов.
Рисование по мокрому. Для выполнения работы необходимо смочить лист чистой водой, а потом кистью или каплями нанести изображение.
Пуантилизм и др. техники.
Разнообразие техник нетрадиционного рисования позволяет разнообразить занятия, удержать и повысить интерес детей к ним, более плавно подвести к сложным приемам работы
Кружок по графическому диктанту «Клеточка за клеточкой»
Программа «Клеточка за клеточкой» разработана на основе пособия Е.М.Рахмановой « Графические диктанты для дошкольников».
Графические диктанты для дошкольников хорошо помогают родителям и педагогам подготовить ребёнка к школе и предотвратить типичные трудности в обучении, как неразвитость орфографической зоркости, неусидчивость и рассеянность. Регулярное занятия с графическими диктантами развивают у ребёнка произвольное внимание, пространственное воображение, мелкую моторику пальцев рук, координацию движений, усидчивость.
Рисование по клеточкам очень увлекательное и полезное занятие для детей. Выполняя графические диктанты, ребёнок расширит кругозор, увеличить словарный запас, в процессе занятий ребёнок отрабатывает правильную, и чёткую речь научиться ориентироваться в тетради, познакомиться с разными способами изображения предметов.
Актуальность:
Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Данные электрофизиологических исследований (Л.А. Понащенко, М.И. Звонарева и др.) показывают, что речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. «Рука — это вышедший наружу мозг человека» (И.Кант). Движение пальцев и кистей рук имеют особое развивающее воздействие. Доказано, что одним из показателей нормального физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, ручных умений или, как принято говорить, мелкой моторики.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.
Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Поэтому в дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
Работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу. Родители и педагоги, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки, решают сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка, во-вторых, готовят к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.
Цель: Формирование графических навыков у детей дошкольного возраста через укрепление моторики и развитие координации пальцев рук посредством графических диктантов.
Задачи программы.
Обучающие задачи:
- Совершенствовать работу слухового, зрительного и тактильного анализаторов.
- Формировать у детей навыки графического письма.
- Продолжать учить ориентироваться на листе бумаги.
- Продолжать учить правильно держать карандаш.
Развивающие:
- Развивать мелкую моторику рук, координацию движений.
- Развивать зрительное восприятие и произвольное внимание.
Воспитательные:
- Воспитывать уважение друг к другу.
- Воспитывать старательность, аккуратность, самостоятельность и уверенность в своих умениях.
Форма работы с детьми: групповая, индивидуально.
Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста (5– 6 лет) и включает в себя 64 занятия в год; (2 - в неделю), длительность одного – 25 минут.
Ожидаемые результаты:
• Ребенок проявляет интерес к выполнению графических заданий;
• Ориентируется в пространстве и на микроплоскости;
• Быстро и успешно справляется с заданиями, требующих координированных движений рук;
• Выполняет задания по словесной и зрительной инструкции;
• Сформированы графические навыки;
• Дети используют пальчиковую гимнастику в повседневной жизни;
• У детей более развита мимика, моторика пальцев рук, внимание, память, мышление, воображение, речь.
• Могут самостоятельно оценивать правильность выполнения задания.
• Снижение утомляемости и повышение работоспособности.
• Аккуратность, усидчивость, уважительное отношение к своему и чужому труду.
Кружок по развитию логического мышления «Юный мыслитель»
Образовательная программа по дополнительному образованию «Юный мыслитель» имеет познавательную направленность. Разработанная программа по развитию логического мышления «Юный мыслитель» – это стремление педагога использовать возможности занимательного материала в познавательном (в частности математическом) развитии детей.
В комплексном подходе к образованию дошкольников в современной дидактике и в соответствии с требованием ФГОС ДО немаловажная роль принадлежит занимательным развивающим играм, задачам, развлечениям. Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс решения, поиск ответа, основанный на интересе к решению задачи, невозможен без активной работы мысли. В ходе игр и упражнений с занимательным математическим материалом дети овладевают умением творчески относиться к решению задачи, самостоятельно вести поиск ее решения, проявляя при этом собственную инициативу. Этим положением и объясняется значение занимательных задач в познавательном развитии детей.
Занимательный математический материал является хорошим средством воспитания у детей уже в дошкольном возрасте интереса к математике, к логике и доказательности рассуждений, желания проявлять умственное напряжение, сосредотачивать внимание на проблеме. Решение разного рода нестандартных задач в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию общих умственных способностей: логики мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, пространственных представлений.
Актуальность программы
Развитию логического мышления в современном дошкольном образовании отводится важное место. Это вызвано целым рядом причин: началом школьного обучения с шести лет; повышением внимания к компьютеризации; обилием информации, получаемой ребёнком, и в связи с этим: стремление родителей, как можно раньше научить ребёнка узнавать цифры, считать, решать задачи. Работа по развитию логического мышления у дошкольников – важнейшая часть их общей подготовки к школе. Решая разнообразные математические задачи, дети проявляют волевые усилия, приучаются действовать целенаправленно, преодолевать трудности, доводить дело до конца (находить правильное решение, ответ).
Важную роль занятий математикой в умственном воспитании детей дошкольного возраста отмечали многие исследователи (Н.А. Арапова-Пискарева, А.В. Белошистая, Л.А. Венгер, О.М. Дъяченко, Т.И. Ерофеева, Н.А. Козлова, Е.В. Колесникова, Л.П. Петерсон, Т.А. Фалькович, Е.И. Щербакова и др.). По их мнению, развитие логического мышления в дошкольном возрасте является своевременным, носит общеразвивающий характер, оказывает влияние на развитие любознательности, познавательной активности, мыслительной деятельности, формирование системы элементарных знаний о предметах и явлениях окружающей жизни, обеспечивая тем самым готовность к обучению в школе.
Опыт работы с дошкольниками по развитию логического мышления показывает, что на успешность обучения влияет не только содержание предлагаемого материала, но также форма его подачи, которая способна вызвать заинтересованность детей и познавательную активность. Современные стандарты к дошкольному образованию также ориентируют педагогов на организацию развивающего образования, на использование новых форм его организации, при которых синтезировались бы элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия. В данном контексте перспективным в обучении детей основам математики являются проблемно-поисковые ситуации, имеющие форму занимательных математических и логических задач. Проблемно-поисковые ситуации математического содержания способствуют развитию математических представлений на основе эвристических методов, когда понятия, свойства, связи и зависимости открываются ребенком самостоятельно, когда им самим устанавливаются важнейшие закономерности.
Новизна. Дополнительная образовательная программа «Юный мыслитель»:
– предполагает решение проблем дополнительного образования познавательной направленности на основе овладения детьми дошкольного возраста элементарными представлениями о математической деятельности в условиях проблемно-поисковых ситуаций математического содержания;
– содержание программы представлено различными формами организации математической деятельности через занимательные развивающие игры, упражнения, задания, задачи-шутки, загадки математического содержания, которые помогают совершенствовать навыки счета, закрепляют понимание отношений между числами натурального ряда, формируют устойчивый интерес к математическим знаниям, развивают внимание, память, логические формы мышления. Дети непосредственно приобщаются к познавательному материалу, дающему пищу воображению, затрагивающую не только чисто интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребёнка.
Цель: познавательное развитие детей дошкольного возраста через организацию занимательных развивающих игр, заданий, упражнений математического содержания.
Задачи
Образовательные:
– отрабатывать арифметические и геометрические навыки;
– учить применять усвоенные знания и способы деятельности для решения логических задач;
Развивающие:
– развивать логическое мышление ребенка (умение сравнивать, доказывать, анализировать, обобщать), конструктивное мышление (на геометрическом материале);
– развивать память, внимание, творческое воображение;
Воспитательные:
– воспитывать потребность в сотрудничестве, взаимодействии со сверстниками, умению подчинять свои интересы определенным правилам;
– воспитывать навыки речевого обоснования действий.
Форма работы с детьми. Программа ориентирована на детей от 6 до 7 лет. Занятия проводятся в рамках дополнительного образования, при максимальном сочетании принципа группового обучения с индивидуальным подходом. Программа рассчитана на 1 год обучения. Кружок по развитию логического мышления работает 2 раза в неделю по 30 минут. Состав группы 12 человек.
Формы организации детей на занятиях: дидактические игры, игры-конкурсы, математические и логические задания, увлекательные игры и упражнения с цифрами, знаками, геометрическими фигурами.
Ожидаемые результаты:
1.Знать числа второго десятка и записывать их;
2.Понимать независимость числа от величины, пространственного расположения предметов, направлений счета;
3.Использовать и писать математические знаки +, -, =, <,>;
4.Решать арифметические задачи и записывать решение;
5.Сравнивать группы одно и разнородных предметов по количеству;
6.Устанавливать соответствие между количеством предметов, числом и цифрой;
7.Дорисовывать геометрические фигуры до знакомых предметов;
8.Различать и называть ромб, пятиугольник, шестиугольник;
9.Рисовать символические изображения предметов в тетради в клетку;
10.Преобразовыватьодни геометрические фигуры в другие (путем складывания, разрезания;
11.Раскладывать предметы в возрастающем и убывающем порядке по величине, ширине, высоте, толщине в пределах 10;
12.Измерять линейкой отрезки, записывать результаты измерения;
13.Изображать отрезки заданной длины с помощью линейки;
14.Определять время с точностью до получаса;
15.Ориентироваться на листе бумаги;
16.Определять положение предмета по отношению к другому;
17.Решать логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, анализ и синтез;
18.Понимать задание и выполнять его самостоятельно;
19.Проводить самоконтроль и самооценку выполненной работы;
20.Самостоятельно формулировать учебные задачи.
Кружок по развитию мелкой моторики «Пальчиковое творчество»
Кружок по ритмике «Топ, топ малышок»
Кружок по развитию мелкой моторики и психических процессов «Полет фантазии»
Кружок по хореографии «Искорки»
Кружок по экологическому образованию «Родники»
Кружок по экспериментированию «Хочу всё знать»
Актуальность. В современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего, проявлению самостоятельности, исследовательской активности. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и, в первую очередь, умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Поэтому уже в дошкольном возрасте необходимо заложить первоосновы личности, проявляющей активное отношение к миру.
Дошкольный возраст особенно важен для развития познавательной потребности, которая находит отражение в форме опытно-экспериментальной деятельности, направленной на открытие нового и развивающей продуктивные формы мышления. Ребёнок, познавая окружающий мир, стремится не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, понюхать, постучать им. Известная пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». И действительно, ребенок усваивает все прочно и надолго лишь тогда, когда он слышит, видит и обязательно делает сам.
Ученые, исследовавшие экспериментальную деятельность (Н. Н. Поддьяков, А. И. Савенков, А. Е. Чистякова, О. В. Афанасьева), отмечают основную особенность экспериментальной деятельности: «ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним». Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно, творчески.
Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности. Ребенок-дошкольник сам по себе является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности – экспериментированию. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе.
С помощью метода экспериментирования, дети получают реальные представления о различных сторонах обследуемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами. Они узнают не только факты, но и достаточно сложные закономерности, лежащие в основе явлений окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее экспериментальная деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Новизной является комплексное использование элементов ранее известных и современных методик детского экспериментирования. И характеризуется структуризацией практического и диагностического материала именно для дошкольников.
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
Цель программы – расширить знания детей об окружающем мире, посредством экспериментальной деятельности.
Задачи:
Образовательные:
расширить представления детей об окружающем мире, физических явлениях и свойствах неживой и живой природы;
обучить детей проводить доступные опыты, строить гипотезы, искать ответы на вопросы и делать умозаключения; анализировать и фиксировать результаты опытно-экспериментальной деятельности;
сформировать опыт выполнения правил техники безопасности и умения пользоваться приборами-помощниками при проведении экспериментов;
создать условия для экспериментальной деятельности.
Развивающие:
развивать у детей умений пользоваться приборами-помощниками при проведении игр-экспериментов;
развивать мыслительные операции умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.
Воспитательные:
воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней;
способствовать воспитанию самостоятельности, активности;
побуждать детей к соблюдению правил техники безопасности при проведении экспериментов.
Форма работы с детьми.
Занятия проводятся 2 раза в неделю (во 2-й половине дня). Форма занятий групповая. В группе занимается 12 человек. Продолжительность занятий 20 минут. Курс занятий рассчитан на 8 месяцев (с октября по май).
Ожидаемые результаты у детей:
Развитие познавательных способностей детей:
1. Проявляют любознательность к чему-то новому, неизвестному.
2. Стремятся установить взаимосвязь между предметами окружающего мира.
3. Разбираются в причинах наблюдаемых явлений.
4. У детей сформированы умения и навыки самостоятельного проведения исследовательской, опытно-экспериментальной работы.
5. Сформированы умения отвечать на вопросы, выдвигать гипотезы; подводить итог.
6. Происходит накопление умений и навыков самостоятельного поиска информации и материалов, необходимых для исследований по определенной тематике.
7. Дети начинают проявлять самостоятельность в обработке собранного материала, проявляют активность в разрешении проблемных ситуаций.
8. Формируются коммуникативные навыки.