Кружок по развитию логического мышления «Юный мыслитель»
Образовательная программа по дополнительному образованию «Юный мыслитель» имеет познавательную направленность. Разработанная программа по развитию логического мышления «Юный мыслитель» – это стремление педагога использовать возможности занимательного материала в познавательном (в частности математическом) развитии детей.
В комплексном подходе к образованию дошкольников в современной дидактике и в соответствии с требованием ФГОС ДО немаловажная роль принадлежит занимательным развивающим играм, задачам, развлечениям. Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс решения, поиск ответа, основанный на интересе к решению задачи, невозможен без активной работы мысли. В ходе игр и упражнений с занимательным математическим материалом дети овладевают умением творчески относиться к решению задачи, самостоятельно вести поиск ее решения, проявляя при этом собственную инициативу. Этим положением и объясняется значение занимательных задач в познавательном развитии детей.
Занимательный математический материал является хорошим средством воспитания у детей уже в дошкольном возрасте интереса к математике, к логике и доказательности рассуждений, желания проявлять умственное напряжение, сосредотачивать внимание на проблеме. Решение разного рода нестандартных задач в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию общих умственных способностей: логики мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, пространственных представлений.
Актуальность программы
Развитию логического мышления в современном дошкольном образовании отводится важное место. Это вызвано целым рядом причин: началом школьного обучения с шести лет; повышением внимания к компьютеризации; обилием информации, получаемой ребёнком, и в связи с этим: стремление родителей, как можно раньше научить ребёнка узнавать цифры, считать, решать задачи. Работа по развитию логического мышления у дошкольников – важнейшая часть их общей подготовки к школе. Решая разнообразные математические задачи, дети проявляют волевые усилия, приучаются действовать целенаправленно, преодолевать трудности, доводить дело до конца (находить правильное решение, ответ).
Важную роль занятий математикой в умственном воспитании детей дошкольного возраста отмечали многие исследователи (Н.А. Арапова-Пискарева, А.В. Белошистая, Л.А. Венгер, О.М. Дъяченко, Т.И. Ерофеева, Н.А. Козлова, Е.В. Колесникова, Л.П. Петерсон, Т.А. Фалькович, Е.И. Щербакова и др.). По их мнению, развитие логического мышления в дошкольном возрасте является своевременным, носит общеразвивающий характер, оказывает влияние на развитие любознательности, познавательной активности, мыслительной деятельности, формирование системы элементарных знаний о предметах и явлениях окружающей жизни, обеспечивая тем самым готовность к обучению в школе.
Опыт работы с дошкольниками по развитию логического мышления показывает, что на успешность обучения влияет не только содержание предлагаемого материала, но также форма его подачи, которая способна вызвать заинтересованность детей и познавательную активность. Современные стандарты к дошкольному образованию также ориентируют педагогов на организацию развивающего образования, на использование новых форм его организации, при которых синтезировались бы элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия. В данном контексте перспективным в обучении детей основам математики являются проблемно-поисковые ситуации, имеющие форму занимательных математических и логических задач. Проблемно-поисковые ситуации математического содержания способствуют развитию математических представлений на основе эвристических методов, когда понятия, свойства, связи и зависимости открываются ребенком самостоятельно, когда им самим устанавливаются важнейшие закономерности.
Новизна. Дополнительная образовательная программа «Юный мыслитель»:
– предполагает решение проблем дополнительного образования познавательной направленности на основе овладения детьми дошкольного возраста элементарными представлениями о математической деятельности в условиях проблемно-поисковых ситуаций математического содержания;
– содержание программы представлено различными формами организации математической деятельности через занимательные развивающие игры, упражнения, задания, задачи-шутки, загадки математического содержания, которые помогают совершенствовать навыки счета, закрепляют понимание отношений между числами натурального ряда, формируют устойчивый интерес к математическим знаниям, развивают внимание, память, логические формы мышления. Дети непосредственно приобщаются к познавательному материалу, дающему пищу воображению, затрагивающую не только чисто интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребёнка.
Цель: познавательное развитие детей дошкольного возраста через организацию занимательных развивающих игр, заданий, упражнений математического содержания.
Задачи
Образовательные:
– отрабатывать арифметические и геометрические навыки;
– учить применять усвоенные знания и способы деятельности для решения логических задач;
Развивающие:
– развивать логическое мышление ребенка (умение сравнивать, доказывать, анализировать, обобщать), конструктивное мышление (на геометрическом материале);
– развивать память, внимание, творческое воображение;
Воспитательные:
– воспитывать потребность в сотрудничестве, взаимодействии со сверстниками, умению подчинять свои интересы определенным правилам;
– воспитывать навыки речевого обоснования действий.
Форма работы с детьми. Программа ориентирована на детей от 6 до 7 лет. Занятия проводятся в рамках дополнительного образования, при максимальном сочетании принципа группового обучения с индивидуальным подходом. Программа рассчитана на 1 год обучения. Кружок по развитию логического мышления работает 2 раза в неделю по 30 минут. Состав группы 12 человек.
Формы организации детей на занятиях: дидактические игры, игры-конкурсы, математические и логические задания, увлекательные игры и упражнения с цифрами, знаками, геометрическими фигурами.
Ожидаемые результаты:
1.Знать числа второго десятка и записывать их;
2.Понимать независимость числа от величины, пространственного расположения предметов, направлений счета;
3.Использовать и писать математические знаки +, -, =, <,>;
4.Решать арифметические задачи и записывать решение;
5.Сравнивать группы одно и разнородных предметов по количеству;
6.Устанавливать соответствие между количеством предметов, числом и цифрой;
7.Дорисовывать геометрические фигуры до знакомых предметов;
8.Различать и называть ромб, пятиугольник, шестиугольник;
9.Рисовать символические изображения предметов в тетради в клетку;
10.Преобразовыватьодни геометрические фигуры в другие (путем складывания, разрезания;
11.Раскладывать предметы в возрастающем и убывающем порядке по величине, ширине, высоте, толщине в пределах 10;
12.Измерять линейкой отрезки, записывать результаты измерения;
13.Изображать отрезки заданной длины с помощью линейки;
14.Определять время с точностью до получаса;
15.Ориентироваться на листе бумаги;
16.Определять положение предмета по отношению к другому;
17.Решать логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, анализ и синтез;
18.Понимать задание и выполнять его самостоятельно;
19.Проводить самоконтроль и самооценку выполненной работы;
20.Самостоятельно формулировать учебные задачи.
Программа занятий
Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) по развитию логического мышления «Юный мыслитель»Информация размещена на официальном сайте согласно Приказу Рособрнадзора от 04.08.2023 № 1493, с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» в рамках Политики в отношении обработки персональных данных и на основании заявления работника