Кружок по развитию логического мышления «Юный мыслитель»

Воспитатель высшей квалификационной категории Максимова Наталья Владимировна.
Воспитатель высшей квалификационной категории
Максимова Наталья Владимировна
Программа составлена на основе парциальной программы «Математические ступеньки» Е.В. Колесниковой.
Образовательная программа по дополнительному образованию «Юный мыслитель» имеет познавательную направленность. Разработанная программа по развитию логического мышления «Юный мыслитель» – это стремление педагога использовать возможности занимательного материала в познавательном (в частности математическом) развитии детей.
В комплексном подходе к образованию дошкольников в современной дидактике и в соответствии с требованием ФГОС ДО немаловажная роль принадлежит занимательным развивающим играм, задачам, развлечениям. Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс решения, поиск ответа, основанный на интересе к решению задачи, невозможен без активной работы мысли. В ходе игр и упражнений с занимательным математическим материалом дети овладевают умением творчески относиться к решению задачи, самостоятельно вести поиск ее решения, проявляя при этом собственную инициативу. Этим положением и объясняется значение занимательных задач в познавательном развитии детей. 
Занимательный математический материал является хорошим средством воспитания у детей уже в дошкольном возрасте интереса к математике, к логике и доказательности рассуждений, желания проявлять умственное напряжение, сосредотачивать внимание на проблеме. Решение разного рода нестандартных задач в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию общих умственных способностей: логики мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, пространственных представлений. 
Актуальность программы
Развитию логического мышления в современном дошкольном образовании отводится важное место. Это вызвано целым рядом причин: началом школьного обучения с шести лет; повышением внимания к компьютеризации; обилием информации, получаемой ребёнком, и в связи с этим: стремление родителей, как можно раньше научить ребёнка узнавать цифры, считать, решать задачи. Работа по развитию логического мышления у дошкольников – важнейшая часть их общей подготовки к школе. Решая разнообразные математические задачи, дети проявляют волевые усилия, приучаются действовать целенаправленно, преодолевать трудности, доводить дело до конца (находить правильное решение, ответ). 
Важную роль занятий математикой в умственном воспитании детей дошкольного возраста отмечали многие исследователи (Н.А. Арапова-Пискарева, А.В. Белошистая, Л.А. Венгер, О.М. Дъяченко, Т.И. Ерофеева, Н.А. Козлова, Е.В. Колесникова, Л.П. Петерсон, Т.А. Фалькович, Е.И. Щербакова и др.). По их мнению, развитие логического мышления в дошкольном возрасте является своевременным, носит общеразвивающий характер, оказывает влияние на развитие любознательности, познавательной активности, мыслительной деятельности, формирование системы элементарных знаний о предметах и явлениях окружающей жизни, обеспечивая тем самым готовность к обучению в школе.
Опыт работы с дошкольниками по развитию логического мышления показывает, что на успешность обучения влияет не только содержание предлагаемого материала, но также форма его подачи, которая способна вызвать заинтересованность детей и познавательную активность. Современные стандарты к дошкольному образованию также ориентируют педагогов на организацию развивающего образования, на использование новых форм его организации, при которых синтезировались бы элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия. В данном контексте перспективным в обучении детей основам математики являются проблемно-поисковые ситуации, имеющие форму занимательных математических и логических задач. Проблемно-поисковые ситуации математического содержания способствуют развитию математических представлений на основе эвристических методов, когда понятия, свойства, связи и зависимости открываются ребенком самостоятельно, когда им самим устанавливаются важнейшие закономерности.
Новизна.  Дополнительная образовательная программа «Юный мыслитель»: 
– предполагает решение проблем дополнительного образования познавательной направленности на основе овладения детьми дошкольного возраста элементарными представлениями о математической деятельности в условиях проблемно-поисковых ситуаций математического содержания;
– содержание программы представлено различными формами организации   математической деятельности через занимательные развивающие игры, упражнения, задания, задачи-шутки, загадки математического содержания, которые помогают совершенствовать навыки счета, закрепляют понимание отношений между числами натурального ряда, формируют устойчивый интерес к математическим знаниям, развивают внимание, память, логические формы мышления. Дети непосредственно приобщаются к познавательному материалу, дающему пищу воображению, затрагивающую не только чисто интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребёнка. 
Цель: познавательное развитие детей дошкольного возраста через организацию занимательных развивающих игр, заданий, упражнений математического содержания.
Задачи
Образовательные:
– отрабатывать арифметические и геометрические навыки;
– учить применять усвоенные знания и способы деятельности для решения логических задач;
Развивающие:
– развивать логическое мышление ребенка (умение сравнивать, доказывать, анализировать, обобщать), конструктивное мышление (на геометрическом материале);
– развивать память, внимание, творческое воображение;
Воспитательные:
– воспитывать потребность в сотрудничестве, взаимодействии со сверстниками, умению подчинять свои интересы определенным правилам;
– воспитывать навыки речевого обоснования действий.
Форма работы с детьми. Программа ориентирована на детей от 6 до 7 лет. Занятия проводятся в рамках дополнительного образования, при максимальном сочетании принципа группового обучения с индивидуальным подходом. Программа рассчитана на 1 год обучения.  Кружок по развитию логического мышления работает 2 раза в неделю по 30 минут. Состав группы 12 человек. 
Формы организации детей на занятиях: дидактические игры, игры-конкурсы, математические и логические задания, увлекательные игры и упражнения с цифрами, знаками, геометрическими фигурами. 
Ожидаемые результаты: 
1.Знать числа второго десятка и записывать их;
2.Понимать независимость числа от величины, пространственного расположения предметов, направлений счета;
3.Использовать и писать математические знаки +, -, =, <,>;
4.Решать арифметические задачи и записывать решение;
5.Сравнивать группы одно и разнородных предметов по количеству;
6.Устанавливать соответствие между количеством предметов, числом и цифрой;
7.Дорисовывать геометрические фигуры до знакомых предметов;
8.Различать и называть ромб, пятиугольник, шестиугольник; 
9.Рисовать символические изображения предметов в тетради в клетку;
10.Преобразовыватьодни геометрические фигуры в другие (путем складывания, разрезания;
11.Раскладывать предметы в возрастающем и убывающем порядке по величине, ширине, высоте, толщине в пределах 10;
12.Измерять линейкой отрезки, записывать результаты измерения;
13.Изображать отрезки заданной длины с помощью линейки;
14.Определять время с точностью до получаса;
15.Ориентироваться на листе бумаги;
16.Определять положение предмета по отношению к другому;
17.Решать логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, анализ и синтез;
18.Понимать задание и выполнять его самостоятельно;
19.Проводить самоконтроль и самооценку выполненной работы;
20.Самостоятельно формулировать учебные задачи.
 

Программа занятий

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) по развитию логического мышления  «Юный мыслитель»
 
На этой странице

Информация размещена на официальном сайте согласно Приказу Рособрнадзора от 04.08.2023 № 1493, с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» в рамках Политики в отношении обработки персональных данных и на основании заявления работника

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie