Кружок по обучению нетрадиционным техникам рисования «Радуга красок»

Воспитатель первой квалификационной категории Панкратова Наталья Александровна.
Воспитатель первой квалификационной категории
Панкратова Наталья Александровна
Программа дополнительного образования «Радуга красок» разработана в соответствии с ФГОС и на основе парциальной программы «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» Г.Н.Давыдова.
Программа «Радуга красок» ориентирована на активное приобщение детей дошкольного возраста к художественному творчеству и носит образовательный характер.
Данная программа предназначена для обучения детей нетрадиционным техникам рисования. В изобразительной деятельности ребенок самовыражается, пробует свои силы, совершенствует способности. Она прежде всего обогащает его представление о мире. Новые подходы раскрепощают ребенка. Он уже не боится, что у него что – то не получится, немного техники, и пятно на листе бумаги превращается в кошечку, дуб-великан, морское чудовище. Ребенку легче поставить на листе пятно, сделать мазки, работать кистью во всех направлениях.
Рисование является одним из лучших средств развития наблюдательности, памяти, мышления, воображения. Здесь ребенок активен в самостоятельном выборе изобразительных материалов и расположении изображения на листе. Поэтому необходимо шире вводить рисование в процесс обучения и как самостоятельный предмет, и как вспомогательное средство, прием обучения при изучении других предметов.
     Кроме того, на занятиях главное внимание уделено формированию нравственно-волевых качеств личности, эмоционально- образного восприятия изобразительного искусства, художественного-образного начала в рисунках. 
Актуальность программы
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия развития личности в целом. В системе эстетического творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно- эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи. Программа направлена на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Обучающиеся знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения.
Педагогическая целесообразность программы.
Занятия помогают сформировать у ребенка новое мышление, способствуют развитию визуальной культуры, навыками и умениями художественного творчества. Ребенок с детских лет учится находиться в гармонии с природой, начинает ценить и беречь культуру прошлого и настоящего, художественно преобразовывать окружающий мир.
Цель программы – развитие художественно-эстетического мышления детей, посредством работы в нетрадиционной технике рисования. Сформировать у детей чувство успеха, уверенности в себе, пробудить желание постоянно творить. Эта цель обуславливает следующие задачи:
Обучающие:
•    знакомить с нетрадиционными техниками рисования ;
•    закреплять и расширять знания, полученные на занятиях; 
•    учить понимать и выделять такие средства выразительности как композиция и колорит;
•    продолжать формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка;
•    совершенствовать умения отображать впечатления от окружающего мира в изодеятельности;
•    приобретение навыков учебно-исследовательской работы.
Развивающие:
•    развивать коммуникативные, речевые, интеллектуальные и художественные способности в процессе рисования;
•    пробуждать интерес к нетрадиционным техникам рисования, воображение;
•    развивать формо и цветовосприятие, чувство композиции, мелкую моторику рук, ассоциативное мышление, воображение ;
•    развивать творческую активность, поддерживать потребность в самовыражении.
•    развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях.
Воспитательные:
•    формировать положительное эмоциональное восприятие   окружающего мира;
•    воспитывать художественный вкус, интерес к изобразительному искусству;
•    добиться максимальной самостоятельности детского творчества.
•    Воспитывать желание и умение взаимодействовать со сверстниками при создании коллективных работ.
Отличительные особенности программы.
– учитываются возрастные и индивидуальные особенности и склонности каждого ребенка для более успешного творческого развития;
– программа построена на постоянной смене видов деятельности в течение учебного года (кляксография с трубочкой, рисование ладошкой, восковые мелки и акварель, ниткография,и др.), чередование видов позволяет избежать потери интереса к данной деятельности, сохраняя эффект новизны и в то же время даёт возможность систематически работать над овладением материалами и техниками рисования, постоянно переходить от простого к сложному.
Возраст детей, участвующих в реализации программы:
– для обучения рекомендуется принимать мальчиков и девочек 4-5лет, усидчивых, склонных к кропотливой работе. Специальных знаний для начала обучения по программе не требуется. 
Сроки реализации:
– 1год обучения, 2 раза в неделю, продолжительность – 20 мин. 
Форма и режим работы:
– групповая
Ожидаемые результаты и способы их проверки (мониторинг):
Результативность
•    Прохождение программы предполагает овладение дошкольниками комплексом знаний, умений и навыков, обеспечивающих в целом ее практическую реализацию. 
•    В результате обучения в кружке в течение полного учебного года по программе в конце обучения предполагается, что  дошкольники получают следующие основные знания и умения:
– расширят знания в области композиции, формообразования, цветоведения;
– продолжат развивать навыки  обобщения и рассуждения;
– образы из окружающей жизни и литературных произведений, передаваемые обучающимися в изобразительной деятельности, становятся сложнее ;
– научатся в доступной форме подчеркивать красоту материалов, форм, конструкций при создании рисунков;
– научатся вести поисковую работу по подбору книг, репродукций, рассказов о декоративно прикладном искусстве.
Формы проведения итогов реализации ОП:
В процессе занятий используются различные формы:
– традиционные, комбинированные и практические занятия; игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие. 
А также различные методы:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
•    словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т. д.);
•    наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение,  показ (выполнение) педагогом,  работа по образцу и др.);
•    практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
•    объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
•    репродуктивный – дошкольники воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
•    частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с воспитателем;
•    исследовательский – самостоятельная творческая работа дошкольников.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности детей на занятиях:
•    фронтальный – одновременная работа со всеми детьми;
•    индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
•    групповой – организация работы в группах;
•    индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
При работе обучающиеся познакомятся со следующими техниками:
Монотопия – графическая техника. Рисунок наносится сначала на ровную и гладкую поверхность, а потом он отпечатывается на другую поверхность. При работе будет применяться монотопия предметная и монотопия пейзажная.
Кляксография с трубочкой- метод рисования посредством выдувания через трубочку или соломинку.
Отпечатки листьев. Обучающийся покрывает лист дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. 
Рисование пальчиками. Обучающийся опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. 
Рисование ладошкой. Обучающийся опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки и делает отпечаток на бумаге. Рисуют как правой так и левой руками, окрашенными разными цветами. 
Восковые мелки+акварель. Ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок нарисованный мелками остается не закрашенным.
Свеча+ акварель. Обучающийся рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.
Набрызг.  Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держится над бумагой. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Краска разбрызгивается на бумагу.
Ниткография. Обучающиеся выкладывают на половинке листа бумаги прокрашенные в краске нити, закрывают второй половинкой бумаги. Придерживая лист резко выдергивают нитку. Можно использовать нити разных цветов. 
Рисование по мокрому.  Для выполнения работы необходимо смочить лист чистой водой, а потом кистью или каплями нанести изображение.
Пуантилизм и др. техники.
Разнообразие техник нетрадиционного рисования позволяет разнообразить занятия, удержать и повысить интерес детей к ним, более плавно подвести к сложным приемам работы
 

Программа занятий

 Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) по обучению нетрадиционным техникам рисования «Радуга красок»
На этой странице

Информация размещена на официальном сайте согласно Приказу Рособрнадзора от 04.08.2023 № 1493, с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» в рамках Политики в отношении обработки персональных данных и на основании заявления работника

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie