Кружок по обучению нетрадиционным техникам рисования «Радуга красок»
Программа «Радуга красок» ориентирована на активное приобщение детей дошкольного возраста к художественному творчеству и носит образовательный характер.
Данная программа предназначена для обучения детей нетрадиционным техникам рисования. В изобразительной деятельности ребенок самовыражается, пробует свои силы, совершенствует способности. Она прежде всего обогащает его представление о мире. Новые подходы раскрепощают ребенка. Он уже не боится, что у него что – то не получится, немного техники, и пятно на листе бумаги превращается в кошечку, дуб-великан, морское чудовище. Ребенку легче поставить на листе пятно, сделать мазки, работать кистью во всех направлениях.
Рисование является одним из лучших средств развития наблюдательности, памяти, мышления, воображения. Здесь ребенок активен в самостоятельном выборе изобразительных материалов и расположении изображения на листе. Поэтому необходимо шире вводить рисование в процесс обучения и как самостоятельный предмет, и как вспомогательное средство, прием обучения при изучении других предметов.
Кроме того, на занятиях главное внимание уделено формированию нравственно-волевых качеств личности, эмоционально- образного восприятия изобразительного искусства, художественного-образного начала в рисунках.
Актуальность программы
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия развития личности в целом. В системе эстетического творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно- эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи. Программа направлена на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Обучающиеся знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения.
Педагогическая целесообразность программы.
Занятия помогают сформировать у ребенка новое мышление, способствуют развитию визуальной культуры, навыками и умениями художественного творчества. Ребенок с детских лет учится находиться в гармонии с природой, начинает ценить и беречь культуру прошлого и настоящего, художественно преобразовывать окружающий мир.
Цель программы – развитие художественно-эстетического мышления детей, посредством работы в нетрадиционной технике рисования. Сформировать у детей чувство успеха, уверенности в себе, пробудить желание постоянно творить. Эта цель обуславливает следующие задачи:
Обучающие:
• знакомить с нетрадиционными техниками рисования ;
• закреплять и расширять знания, полученные на занятиях;
• учить понимать и выделять такие средства выразительности как композиция и колорит;
• продолжать формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка;
• совершенствовать умения отображать впечатления от окружающего мира в изодеятельности;
• приобретение навыков учебно-исследовательской работы.
Развивающие:
• развивать коммуникативные, речевые, интеллектуальные и художественные способности в процессе рисования;
• пробуждать интерес к нетрадиционным техникам рисования, воображение;
• развивать формо и цветовосприятие, чувство композиции, мелкую моторику рук, ассоциативное мышление, воображение ;
• развивать творческую активность, поддерживать потребность в самовыражении.
• развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях.
Воспитательные:
• формировать положительное эмоциональное восприятие окружающего мира;
• воспитывать художественный вкус, интерес к изобразительному искусству;
• добиться максимальной самостоятельности детского творчества.
• Воспитывать желание и умение взаимодействовать со сверстниками при создании коллективных работ.
Отличительные особенности программы.
– учитываются возрастные и индивидуальные особенности и склонности каждого ребенка для более успешного творческого развития;
– программа построена на постоянной смене видов деятельности в течение учебного года (кляксография с трубочкой, рисование ладошкой, восковые мелки и акварель, ниткография,и др.), чередование видов позволяет избежать потери интереса к данной деятельности, сохраняя эффект новизны и в то же время даёт возможность систематически работать над овладением материалами и техниками рисования, постоянно переходить от простого к сложному.
Возраст детей, участвующих в реализации программы:
– для обучения рекомендуется принимать мальчиков и девочек 4-5лет, усидчивых, склонных к кропотливой работе. Специальных знаний для начала обучения по программе не требуется.
Сроки реализации:
– 1год обучения, 2 раза в неделю, продолжительность – 20 мин.
Форма и режим работы:
– групповая
Ожидаемые результаты и способы их проверки (мониторинг):
Результативность
• Прохождение программы предполагает овладение дошкольниками комплексом знаний, умений и навыков, обеспечивающих в целом ее практическую реализацию.
• В результате обучения в кружке в течение полного учебного года по программе в конце обучения предполагается, что дошкольники получают следующие основные знания и умения:
– расширят знания в области композиции, формообразования, цветоведения;
– продолжат развивать навыки обобщения и рассуждения;
– образы из окружающей жизни и литературных произведений, передаваемые обучающимися в изобразительной деятельности, становятся сложнее ;
– научатся в доступной форме подчеркивать красоту материалов, форм, конструкций при создании рисунков;
– научатся вести поисковую работу по подбору книг, репродукций, рассказов о декоративно прикладном искусстве.
Формы проведения итогов реализации ОП:
В процессе занятий используются различные формы:
– традиционные, комбинированные и практические занятия; игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие.
А также различные методы:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
• словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т. д.);
• наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);
• практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
• объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
• репродуктивный – дошкольники воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
• частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с воспитателем;
• исследовательский – самостоятельная творческая работа дошкольников.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности детей на занятиях:
• фронтальный – одновременная работа со всеми детьми;
• индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
• групповой – организация работы в группах;
• индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
При работе обучающиеся познакомятся со следующими техниками:
Монотопия – графическая техника. Рисунок наносится сначала на ровную и гладкую поверхность, а потом он отпечатывается на другую поверхность. При работе будет применяться монотопия предметная и монотопия пейзажная.
Кляксография с трубочкой- метод рисования посредством выдувания через трубочку или соломинку.
Отпечатки листьев. Обучающийся покрывает лист дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок.
Рисование пальчиками. Обучающийся опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета.
Рисование ладошкой. Обучающийся опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки и делает отпечаток на бумаге. Рисуют как правой так и левой руками, окрашенными разными цветами.
Восковые мелки+акварель. Ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок нарисованный мелками остается не закрашенным.
Свеча+ акварель. Обучающийся рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.
Набрызг. Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держится над бумагой. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Краска разбрызгивается на бумагу.
Ниткография. Обучающиеся выкладывают на половинке листа бумаги прокрашенные в краске нити, закрывают второй половинкой бумаги. Придерживая лист резко выдергивают нитку. Можно использовать нити разных цветов.
Рисование по мокрому. Для выполнения работы необходимо смочить лист чистой водой, а потом кистью или каплями нанести изображение.
Пуантилизм и др. техники.
Разнообразие техник нетрадиционного рисования позволяет разнообразить занятия, удержать и повысить интерес детей к ним, более плавно подвести к сложным приемам работы
Программа занятий
Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) по обучению нетрадиционным техникам рисования «Радуга красок»Информация размещена на официальном сайте согласно Приказу Рособрнадзора от 04.08.2023 № 1493, с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» в рамках Политики в отношении обработки персональных данных и на основании заявления работника