Кружок по обучению грамоте «В стране звуков и букв»
Дополнительная образовательная программа «В стране звуков и букв» имеет социально-педагогическую направленность и способствует развитию мотивации ребёнка к познанию и созданию условий для всестороннего развития личности ребёнка. Составлена на основе парциальной программы Н. В. Нищевой «Обучение грамоте детей дошкольного возраста». Программа опирается на федеральный Закон «Об образовании» и соответствует ФГОС ДО.
Программа ориентирована на детей 5-6 летнего возраста.
Срок реализации программы- 1 год
В Программе используется системный, комплексный, личностный подход к развитию детей и направлена на общее, интеллектуальное развитие детей.
Актуальность программы. Программа является одним из этапов подготовки детей к обучению в школе и знакомит детей с первоначальными элементами грамоты. Представляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, словами, которые помогут детям сформировать мыслительные операции, научат понимать и выполнять учебную задачу, овладеть навыками речевого общения, а также способствуют развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации.
Педагогическая целесообразность Данная программа педагогически целесообразна, так как при её реализации дети получают достаточный запас знаний, умений и навыков, необходимых для подготовки к школе.
Новизна программы.
Комплекс игровых упражнений и использование дидактического материала, который излагается в занимательной форме с элементами соревнования, способствует развитию врожденной грамотности и овладению навыками чтения.
Цель программы
Речевое развитие детей и подготовка их к усвоению грамоты, слоговому чтению.
Задачи программы:
Образовательные:
формирование и развитие фонематического слуха;
овладение звуковой стороной речи –темпом, интонацией;
знакомство со слоговой структурой слова;
формирование умения правильно строить предложение, использовать предлоги, распространять предложение, пользоваться конструкцией сложного предложения;
формирование умение пересказывать, составлять небольшие рассказы по картинкам, используя простые предложения;
формирование и развитие звуко - буквенного анализа;
расширение словарного запаса детей;
ознакомление с графическим изображением буквы;
формирование элементарных графических умений;
подготовка руки ребёнка к письму;
обучение умению соотносить звук и букву;
упражнять в умении печатать буквы, слоги ( по образцу);
Развивающие:
развитие слухового восприятия;
развитие графических навыков;
развитие мелкой моторики;
Воспитательные:
воспитание умения работать в коллективе, доводить начатое дело до конца, планировать и контролировать свои действия;
воспитание самостоятельности при выполнении заданий
воспитание доброжелательности по отношению к окружающим;
воспитание усидчивости.
Методы работы с детьми Основным методом речевого развития детей является игра. Она побуждает детей контактировать друг с другом и является мотивом к коммуникативной деятельности.
Игровой метод – это использование дидактических, словесных, строительных игр, в которых дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся фонетико-фонематические представления, упражняются в выделении звуков в словах, закрепляют знание букв, совершенствуют навыки послогового чтения.
Игры с природным материалом: песком, мелкими камешками, каштанами, ракушками, косточками. В них дети, созидая, познают свойства и качества материалов, выкладывают из них буквы и слова, развивают мелкую моторику пальцев рук.
Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Эти упражнения стимулируют развитие речи, пространственного мышления, воспитывает быстроту реакции.
Дидактические игры - основополагающий вид игры, т. к. именно они проходят через все детство, начиная с раннего возраста, и решают разнообразные задачи, в том числе речевые.
Основные этапы и содержание работы
1. Подготовительный:
закреплять умение вслушиваться в звучание слова, узнавать и называть из него заданные звуки;
интонационное выделение заданного звука в слове;
графическое обозначение слов – прямоугольник (схема);
деление слов на слоги: закрепление фонематического слуха у детей.
2. Знакомство с гласными звуками и буквами - А, О, У, Ы, Э:
знакомство с понятием звук и буква и их различием (на протяжении всех занятий);
понятие «гласный звук» и графическое изображение гласных звуков – красный квадрат;
определение места звука / буквы в слове;
обучение написанию букв с использованием образца (печатное изображение букв) ;
ограничения клеткой – подготовка руки к письму (на протяжении всех занятий).
3. Знакомство с сонорными согласными - Л, М, Н, Р:
алфавитное название согласных букв и звук, который они обозначают в слове;
понятия «согласный звук», «слог» и «слияние»;
графическое изображение твѐрдых согласных – синий квадрат;
чтение слогов с изученными звуками и буквами;
составление и чтение слов из знакомых букв;
работа над ударением в слове (ударный слог, ударный гласный в слове, графическое;
обозначение ударения), переход к чтению целых слов.
4. Знакомство с йотированными гласными – Я, Е, Ё, Ю, И:
гласные буквы, придающие согласным буквам мягкость при произношении;
графическое изображение мягких согласных звуков – зелѐный квадрат.
5. Знакомство со звонкими и глухими согласными: парность звуков по звонкости/глухости:
звуковой (фонетический) анализ слова;
понятие «предложение» и его графическое изображение (схема);
переход к чтению предложений из двух, трѐх, четырѐх знакомых слов;
6. Знакомство с одиночными согласными: Х, Ц, Й, Ь и Ъ – и их особенностями
закрепить понятия «звук», «буква», «слог», «слово», «предложение»;
переход к чтению несложных текстов.
7. Повторение и закрепление пройденного материала
Форма работы с детьми :
Занятия проводятся 2 раза в неделю, включают в себя небольшую теоретическую часть, с иллюстрированным наглядным материалом, игровыми, занимательными упражнениями и упражнениями для развития моторики, физминутки .
Длительность каждого занятия для детей данного возраста – 25 мин. Курс занятий рассчитан на 8 месяцев (с октября по май)
Для определения уровня развития речевых навыков используются контрольные занятия в течение учебного года
Ожидаемые результаты:
Ребёнок к концу года знает:
буквы русского алфавита;
понимает и использует в речи термины «звук», «буква»;
правильно произносит все звуки родного языка изолированно, в словах, во фразовой речи;
определяет место звука в слове: в начале, середине, в конце;
различает гласные и согласные, твѐрдые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные звуки;
делит слова на слоги; определяет ударный слог, ударную гласную;
пользуется графическим обозначением звуков;
записывает слово, предложение условными обозначениями, буквами;
составляет 4-5 предложений по картине; по серии картинок, из личного опыта;
читает слова, предложения, небольшие рассказы;
отвечает на вопросы по содержанию прочитанного;
уметь понимать и выполнять учебную задачу, а также проявлять такие качества как усидчивость, терпеливость, доброжелательность.
Для отслеживания результатов образовательного процесса в сентябре и мае проводится диагностическое обследование детей.
Многолетний опыт подготовки детей к грамоте свидетельствует: дошкольники способны успешно овладеть начальными навыками звуко-буквенного анализа и синтеза, что является основой для формирования чтения и письма.
Программа занятий
Дополнительная образовательная программа (дополнительная общеобразовательная ппрограмма) по обучению детей грамоте «В стране звуков и букв»Информация размещена на официальном сайте согласно Приказу Рособрнадзора от 04.08.2023 № 1493, с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» в рамках Политики в отношении обработки персональных данных и на основании заявления работника