Кружок по обучению грамоте «В стране звуков и букв»

Дополнительная образовательная программа «В стране звуков и букв» имеет социально-педагогическую направленность и способствует развитию мотивации ребёнка к познанию и созданию условий для всестороннего развития личности ребёнка.  Составлена на основе парциальной программы  Н. В. Нищевой «Обучение грамоте детей дошкольного возраста». Программа опирается на федеральный Закон «Об образовании» и соответствует ФГОС ДО.
Программа ориентирована на детей 5-6 летнего возраста.
Срок реализации программы- 1 год
В Программе используется системный, комплексный, личностный  подход к развитию детей и направлена на общее, интеллектуальное развитие детей.
Актуальность программы. Программа является одним из этапов подготовки детей к обучению в школе и знакомит детей с первоначальными элементами грамоты. Представляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, словами, которые помогут детям сформировать мыслительные операции, научат понимать и выполнять учебную задачу, овладеть навыками речевого общения, а также способствуют развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. 
Педагогическая целесообразность Данная программа педагогически целесообразна, так как при её реализации дети получают достаточный запас знаний, умений и навыков, необходимых для подготовки к школе.
Новизна программы. 
Комплекс игровых упражнений и использование дидактического материала, который излагается в занимательной форме с элементами соревнования, способствует развитию врожденной грамотности и овладению навыками чтения.
Цель программы 
Речевое развитие детей и подготовка их к усвоению грамоты, слоговому чтению. 
Задачи программы:
Образовательные:
    формирование и развитие фонематического слуха;
    овладение звуковой стороной речи –темпом, интонацией;
    знакомство со слоговой структурой слова;
    формирование умения правильно строить предложение, использовать предлоги, распространять предложение, пользоваться конструкцией сложного предложения;
    формирование умение пересказывать, составлять небольшие рассказы по картинкам, используя простые предложения;
    формирование и развитие звуко - буквенного анализа;
    расширение словарного запаса детей;
    ознакомление с графическим изображением буквы;
    формирование элементарных графических умений;
    подготовка руки ребёнка к письму;
    обучение  умению соотносить звук и букву;
    упражнять в умении печатать буквы, слоги ( по образцу);
Развивающие:
    развитие слухового восприятия;
    развитие графических навыков;
    развитие мелкой моторики;
Воспитательные:
    воспитание умения работать в коллективе, доводить начатое дело до конца, планировать и контролировать свои действия;
    воспитание самостоятельности при выполнении заданий
    воспитание доброжелательности по отношению к окружающим;
    воспитание усидчивости. 
Методы работы с детьми   Основным методом речевого развития детей является игра. Она побуждает детей контактировать друг с другом и является мотивом к коммуникативной деятельности.
Игровой метод – это использование дидактических, словесных, строительных игр, в которых дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся фонетико-фонематические представления, упражняются в выделении звуков в словах, закрепляют знание букв, совершенствуют навыки послогового чтения.
Игры с природным материалом: песком, мелкими камешками, каштанами, ракушками, косточками. В них дети, созидая, познают свойства и качества материалов, выкладывают из них буквы и слова, развивают мелкую моторику пальцев рук. 
Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Эти упражнения стимулируют развитие речи, пространственного мышления, воспитывает быстроту реакции. 
Дидактические игры - основополагающий вид игры, т. к. именно они проходят через все детство, начиная с раннего возраста, и решают разнообразные задачи, в том числе речевые.
Основные этапы и содержание работы
1. Подготовительный:
    закреплять умение вслушиваться в звучание слова, узнавать и называть из него заданные звуки;
    интонационное выделение заданного звука в слове;
    графическое обозначение слов – прямоугольник (схема);
    деление слов на слоги: закрепление фонематического слуха у детей.
2. Знакомство с гласными звуками и буквами - А, О, У, Ы, Э:
    знакомство с понятием звук и буква и их различием (на протяжении всех занятий);
    понятие «гласный звук» и графическое изображение гласных звуков – красный квадрат;
    определение места звука / буквы в слове;
    обучение написанию букв с использованием образца (печатное изображение букв) ;
    ограничения клеткой – подготовка руки к письму (на протяжении всех занятий).
3. Знакомство с сонорными согласными - Л, М, Н, Р:
    алфавитное название согласных букв и звук, который они обозначают в слове;
    понятия «согласный звук», «слог» и «слияние»; 
    графическое изображение твѐрдых согласных – синий квадрат;
    чтение слогов с изученными звуками и буквами;
    составление и чтение слов из знакомых букв;
    работа над ударением в слове (ударный слог, ударный гласный в слове, графическое;
    обозначение ударения), переход к чтению целых слов.
4. Знакомство с йотированными гласными – Я, Е, Ё, Ю, И:
    гласные буквы, придающие согласным буквам мягкость при произношении;
    графическое изображение мягких согласных звуков – зелѐный квадрат.
5. Знакомство со звонкими и глухими согласными: парность звуков по звонкости/глухости:
    звуковой (фонетический) анализ слова;
    понятие «предложение» и его графическое изображение (схема);
    переход к чтению предложений из двух, трѐх, четырѐх знакомых слов;
6. Знакомство с одиночными согласными: Х, Ц, Й, Ь и Ъ – и их особенностями
    закрепить понятия «звук», «буква», «слог», «слово», «предложение»;
    переход к чтению несложных текстов.
7. Повторение и закрепление пройденного материала
Форма работы с детьми :
Занятия проводятся 2 раза в неделю, включают в себя небольшую теоретическую  часть, с иллюстрированным  наглядным материалом, игровыми, занимательными упражнениями и упражнениями  для развития моторики, физминутки .
Длительность каждого занятия для детей данного возраста – 25 мин. Курс занятий рассчитан на 8 месяцев (с октября по май)
Для определения уровня развития речевых навыков используются контрольные занятия в течение учебного года
Ожидаемые результаты:
Ребёнок к концу года знает:
    буквы русского алфавита;
    понимает и использует в речи термины «звук», «буква»;
    правильно произносит все звуки родного языка изолированно, в словах, во фразовой речи;
    определяет место звука в слове: в начале, середине, в конце;
    различает гласные и согласные, твѐрдые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные звуки;
    делит слова на слоги; определяет ударный слог, ударную гласную;
    пользуется  графическим обозначением звуков;
    записывает слово, предложение условными обозначениями, буквами;
    составляет 4-5 предложений по картине; по серии картинок, из личного опыта;
    читает слова, предложения, небольшие рассказы;
    отвечает на вопросы по содержанию прочитанного;
    уметь понимать и выполнять учебную задачу, а также проявлять такие качества как усидчивость, терпеливость, доброжелательность.
Для отслеживания результатов образовательного процесса в сентябре и мае проводится диагностическое обследование детей.
Многолетний опыт подготовки детей к грамоте свидетельствует: дошкольники способны успешно овладеть начальными навыками звуко-буквенного  анализа  и  синтеза, что является основой для формирования чтения и письма.

 
 

Программа занятий

Дополнительная образовательная программа (дополнительная общеобразовательная ппрограмма) по обучению детей грамоте «В стране звуков и букв»
На этой странице

Информация размещена на официальном сайте согласно Приказу Рособрнадзора от 04.08.2023 № 1493, с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» в рамках Политики в отношении обработки персональных данных и на основании заявления работника

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie