Кружок по речевому и социально-коммуникативному развитию «Говоруша»

Воспитатель высшей квалификационной категории Баранова Елена Николаевна.
Воспитатель высшей квалификационной категории
Баранова Елена Николаевна

Программа «Говоруша» разработана на основе программы «Программа развития речи дошкольников» О. С. Ушаковой с использованием методических пособий:
– «Развитие речи детей 5 – 6 лет» О. С. Ушаковой;
– «Развитие речи детей 6 – 7 лет» О. С. Ушаковой.
Актуальность. Раннее детство – сказочная пора, когда ребенок абсолютно самобытен. Взрослые еще только наблюдают за ним, с волнением пытаясь определить, что за человек появился на свете. Родители, бабушки с дедушками, врачи – все сосредоточены поначалу на его здоровье, способностях, природных особенностях: хорошо ли видит. Слышит, как ест, как пьет, улыбчив ли он, подвижен.
Каков же он – ребенок от пяти до семи?
Развитие ребенка представляет собой постоянный переход от одной возрастной ступени к другой, связанный с изменением личности ребенка. От пяти до семи лет совершается морфологическое созревание лобного отдела больших полушарий, что создает возможности для осуществления целенаправленного произвольного поведения, планирования и выполнения программ действий.
Дети этого возраста становятся более независимыми, самостоятельными. Расширяются и усложняются их отношения с окружающими. Воспитание культуры речевого общения – одна из важнейших воспитательных задач, связанных с усвоением родного языка, которая предполагает не только овладение языковыми нормами, но и совершенствование выразительных средств языка в речевом общении.
К старшему дошкольному возрасту, дети приобретают определенный кругозор, запас конкретных знаний, овладевают некоторыми способами обследования внешних свойств предметов. Интеллектуальная готовность ребенка – важная, но не единственная предпосылка успешного обучения в школе. 
Речь – инструмент развития высших отделов психики дошкольника. Развивая речь ребенка, взрослые одновременно способствуют развитию его интеллекта.
Сила родного языка как фактора, развивающего интеллект и воспитывающего эмоции и волю, заключена в его природе – в свойстве служить средством связи между человеком и окружающим миром. 
Как известно. Период наивысшей речевой активности – пятый год жизни. По данным А. Гвоздева, к пяти годам дети овладевают сложной системой грамматики. Включая синтаксические и морфологические закономерности, и на интуитивном уровне правильно употребляют слова, которое являются исключением из правил. Достаточно высок и уровень развития лексики. В речи детей появляются синонимы, антонимы, образные сравнения и противопоставления. По всей видимости, это связано с тем, что период с пяти до семи лет является возрастом оформления социально-стандартизированной речи. 
Мощные темпы овладения родным языком , характерные для пятого года жизни ребенка, на шестом году жизни замедляются.  Исследователи детской речи считают, что после пяти лет речевые умения совершенствуются незначительно, а некоторые становятся даже хуже. Теперь дети реже сопровождают речью свои действия. Психологи объясняют это тем, что в старшем дошкольном возрасте формируется новая функция речи – интеллектуальная, то есть планирующая, регулирующая практические действия. Интеллектуальная функция речи имеет коммуникативное назначение, так как планирование своего поведения, решение мыслительных задач – это составляющие деятельности общения.
Новизной является комплексное использование элементов ранее известных и современных методик развития речи. И характеризуется структуризацией практического и диагностического материала именно для дошкольников.
Главное достоинство развития речи заключается в том, что возможности детского интеллекта поразительны. Память ребенка велика по емкости и может принять большую информацию.
Цель программы для детей 5 – 6 лет – создание условий для развития и формирования фонематического восприятия у детей дошкольного возраста, развитие и совершенствование речевой деятельности как условия расширения личностного, жизненного и познавательного опыта ребенка.


Задачи:
Старший дошкольный возраст:
Образовательные:
    Знакомство с буквами русского алфавита;
    формирование и закрепление правильного произношение звуков родного языка и соотнесение их с буквенным изображением;
    формирование фонематического восприятия (способность воспринимать и различать звуки речи (фонемы));
    формировать умение у обучающихся читать в строчку буквы, передвигая пальцем: по горизонтали и по вертикали, в столбик;
    формировать умение самого ответственного момента начального обучения грамоте – чтение прямого слова (согласный + гласный).
Развивающие:
    развивать умения говорения и слушания; 
    развивать интерес и внимание к слову, собственной речи и речи окружающих;
    развивать фонетический слух, совершенствовать звуковую культуру речи детей;
    развивать мелкую моторику рук;
    развитие психических процессов (внимания, мышления, памяти);
    формировать умение рационально запоминать учебный материал, умение сравнивать, сопоставлять, анализировать и выделять главное.
Воспитательные:
    воспитывать самостоятельность в процессе разговорной речи.
    воспитывать культуру речи.
Цель программы для детей 6 – 7 лет – органичное и своевременное освоение ребенком родного языка, осознание его закономерностей, освоение основ грамотности при письме, формирование навыков самостоятельности и самоорганизации.

Задачи:
Подготовительная к школе группа:
Образовательные:
    формировать мотивацию учения и интереса к самому процессу обучения;
    продолжать учить детей умению выполнять звуковой анализ и давать качественную характеристику звукам, свободно оперировать условно-схематическими моделями;
    формировать приемы умственных действий: анализа, синтеза, сравнения, обобщения;
    обучать детей послоговому и слитному способам чтения; составлению слов и предложений из букв азбуки;
    способствовать развитию речи в целом.
Развивающие:
    развивать общеучебные умения: умения работать в коллективе, взаимодействовать, доводить начатое до конца; работать внимательно, сосредоточенно, планировать и контролировать свои действия;
    развивать графо-моторные навыки письма;
    развивать глазомер, ориентировку в пространстве, точность выполнения заданий;
    развивать фонематическое восприятие;
    развивать интерес и внимание к слову, к собственной речи и речи окружающих;
    развивать связные высказывания и умения составлять предложения нужной конструкции.
Воспитательные:
    воспитывать любовь и интерес к чтению и родному языку;
    воспитывать культуру речи;
    воспитание волевых качеств личности.
Форма работы с детьми. 
Занятия проводятся 2 раза в неделю (во 2-й половине дня). Форма занятий групповая. В группе занимается 12 человек. Продолжительность занятия: дети с пяти до шести лет – 25 минут, дети с шести до семи лет – 30 минут. Курс занятий рассчитан на 8 месяцев (с октября по май).
Ожидаемые результаты у детей:
Дети 5 – 6 лет:
    Знают и называют все буквы алфавита;
    определяют место звука в слове;
    дают характеристику звуку;
    свободно пользуются и самим составляют звуковые схемы слов;
    указывают местонахождение гласных и согласных звуков в прямом и открытом слогах и словах;
    овладевают позой пишущего человека;
    ориентируются на листе;
    рисуют разнообразные линии; 
    делят линию пополам; 
    рисуют простые росчерки («петли», «ленты», «волны» и т. д.);
    дорисовывают начатые фигуры; 
    вписывают элементы букв в конфигурацию росчерков; 
    умеют писать (печатать) буквы разных размеров (крупные и мелкие);
    точно отвечают на поставленные вопросы педагога.
Дети 6 – 7 лет
    Умеют пользоваться и применять средства просодических компонентов речи (темп, интонация и др.), использовать в речи синонимы, антонимы, существительные с обобщающим значением;
    умеют членить на слоги двух-, трехсложные слова с открытыми слогами; 
    умеют составлять слова из слогов;
    умеют составлять схемы слов, предложений;
    умеют писать слова и небольшие тексты на листе в клетку;
    составляют схемы слов;
    уметь писать заглавные буквы (начало предложения, имена собственные); 
    соблюдать пробел между словами; 
    умеют определять предложения по интонации (вопросительное, повествовательное и восклицательное) и ставить в конце предложения соответствующий знак; 
    применяют послоговое и слитное способы чтения;
    применяют правило написания ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ;
    самостоятельно пишут придуманные фразы.
 
 

Программа занятий

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) по речевому, социально-коммуникативному развитию 
«Говоруша»
На этой странице

Информация размещена на официальном сайте согласно Приказу Рособрнадзора от 04.08.2023 № 1493, с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» в рамках Политики в отношении обработки персональных данных и на основании заявления работника

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie