Кружок по подготовке к школе (обучение грамоте) «АБВГДейка»

Учитель-логопед высшей квалификационной категории Ермакова Светлана Геннадьевна.
Учитель-логопед высшей квалификационной категории
Ермакова Светлана Геннадьевна

Программа занятий

Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что позволяет детям развивать фонематический слух, упражняться в членении предложений на слова, слова на слоги, слогов на буквы и звуки, позволяет выучить все буквы русского алфавита и т.д.
Программа разработана на основе парциальной программы Н. В. Нищевой «Обучение грамоте детей дошкольного возраста
В данном курсе так же используются частично логопедические методики и технологии для детей дошкольного возраста.
Вид программы – модифицированная (адаптированная).
Актуальность  дополнительной программы определяется запросом со стороны родителей на формирование навыков чтения и обучения грамоте детей дошкольного возраста.
Переход ребенка из детского сада в школу является трудным этапом в его жизни, необходимо организовать преемственность между детским садом и школой. Если ребенок, ушедший в школу, в первом классе не справляется с заданием по разделу обучение грамоте, не осознает, что звук произносится, а буква пишется, слова состоят из слогов, из слов можно составить предложения и т.д., то естественно у него возникают трудности. Успехи школьного обучения в немалой степени зависят от уровня подготовленности ребёнка в дошкольные годы. 
Новизна программы заключается в том, что одним из перспективных направлений развития современного образования является предшкольная подготовка детей 6-ти лет к обучению грамоте и чтению.
Цель: подготовить детей к обучению грамоте через игровую деятельность, приобретение первоначальных навыков правильного осознанного чтения, а также формирование устной речи.
Задачи:
Обучающие
- Сформировать у детей действия интонирования, протягивания, пропевания звука в слове.
- Научить их определять в слове первый звук, наличие звука в слове, часто встречающийся звук в стихотворении.
- Введение терминов "звук" и "слово".
- Научить называть слова с заданным звуком.
- Воспитывать речевое внимание и фонематический слух.
- Дать представление о звуках русского языка.
- Познакомить с особенностями произношения гласных и согласных звуков, с их схематическим изображением.
- Показать детям связь звука с буквой.
- Формировать навыки чтения открытых и закрытых слогов.
- Различать звуки по их качественным характеристикам: гласный, твердый (мягкий) согласный.
- Учить детей определять позицию звука в слове.
- Научить детей определять порядок звуков в слове и отдельные звуки
- Учить правильно, соотносить звуки и буквы.
- Формирование у детей навыка плавного слогового чтения с постепенным переходом к чтению целыми словами, предложениями.
- Научить детей составлять слова из слогов и отдельных букв, предложения - из отдельных слов.
- Научить самостоятельно работать со схемой слова и предложения.
- Формирование у детей навыка осознанного чтения небольших текстов, понимания смысла прочитанного.
- Сформировать у детей систему чётко различаемых, противопоставленных друг другу фонем;
- Формировать звуко - слоговой анализ слова; 
- Упражняться в членении предложений на слова, слова на слоги, слогов на буквы;
- Способствовать развитию мелкой моторики рук;
Воспитательные
- Воспитывать умение работать в коллективе, взаимодействовать, доводить начатое дело до конца; работать внимательно, сосредоточенно, планировать и контролировать свои действия;
- Воспитывать умение общаться со взрослыми, со сверстниками, умение видеть мир глазами другого человека;
Развивающие
- Развивать познавательную активность детей;
- Активизировать процесс внимания, памяти, мышления;
- Совершенствовать речевой аппарат.
- Формировать мотивацию учения и интерес к самому процессу обучения;
-Развивать память, внимание, творческие способности, воображение, вариативности мышления;
- Научить произносить слова различной слоговой сложности;
-Научить детей свободно пользоваться приобретёнными навыками в самостоятельной речи;
Программа предназначена для детей 6-7 лет, состав группы постоянный, набор детей в кружок свободный. Вид детской группы профильный.
Данная кружковая форма работы позволяет решить задачу обучения элементарным навыкам чтения со значительно большим эффектом, так как учитывает индивидуальные особенности детей, а также позволяет оптимально дозировать нагрузку на каждого ребенка в группе. Кружковая работа построена по принципу максимального использования ребенком собственной познавательной активности и последовательного введения программного материала (то есть от простого к сложному). Организация обучения была продумана таким образом, что: обеспечивала познавательный интерес и устойчивость произвольного внимания, каждый ребенок мог участвовать в процессе выполнения заданий,
используется индивидуальный и дифференцированный подходы к детям (сильные, слабые группы детей по уровню знаний, умений).
Обучение грамоте - это сложный процесс, который включает несколько этапов:
 - Подготовительный этап обучения – подготовка к звуковому анализу слова.
На этом этапе закладываются основы овладения детьми грамотой (чтением и письмом).
-Основной этап - формирование элементарных навыков чтения и первоначальных навыков письма.
Методика формирования элементарных навыков чтения и письма делится на 4 раздела:
Знакомство со всеми звуками и буквами русского языка.
Развитие звукобуквенного анализа слова.
Обучение чтению.
Формирование первоначальных навыков письма.
Форма работы с детьми:
Занятия проводятся с группой детей 2 раза в неделю (во 2-й половине дня). Продолжительность занятий 30 минут. Курс занятий рассчитан на 8 месяцев (с октября по май). В сентябре и мае проводится диагностическое обследование детей. Материал занятий излагается в игровой, занимательной форме с элементами соревнования, так как игровые приемы и дидактические игры составляют специфику обучения дошкольников.
При проведении занятий учитываются возрастные особенности детей и широко используются разнообразные дидактические игры, игровые приёмы, наглядные пособия и материалы.
Для определения уровня развития речевых навыков используются контрольные занятия в начале и в течение учебного года. 
Ожидаемые результаты
-обучающийся должен знать все буквы русского алфавита;
-должен уметь вычленять звуки в словах, определять их последовательность;
-должен научиться различать гласные и согласные звуки и буквы;
-должен уметь делить слова на слоги, составлять из слогов слова, из слов – предложения;
-ребёнок должен научиться обозначать мягкость и твёрдость согласных звуков на схеме;
-должен уметь отвечать на вопросы педагога; слушать и выполнять основные его требования;
- ребёнок должен уметь осуществлять самоконтроль, находить ошибки.
- адекватно употреблять в самостоятельной речи простые и сложные предложения усложняя их придаточными причины и следствия, однородными членами предложения и т.д.
-оформлять речевое высказывание в соответствии с фонетическими нормами русского языка;
-овладеть правильным звуко - слоговым оформлением речи;
Для реализации программы имеется кабинет логопеда, оснащенный дидактическим учебным материалом, современными пособиями и методической литературой.
Во время педагогического процесса соблюдаются санитарно-гигиенические и методические требования к охране жизни и здоровья дошкольников в рамках дополнительного образования.
Многолетний опыт подготовки детей к грамоте свидетельствует: дошкольники способны успешно овладеть начальными навыками звукобуквенного анализа и синтеза, что является основой для формирования чтения и письма.

 
 

На этой странице

Информация размещена на официальном сайте согласно Приказу Рособрнадзора от 04.08.2023 № 1493, с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» в рамках Политики в отношении обработки персональных данных и на основании заявления работника

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie