Кружок по обучению детей игре на музыкальных инструментах «Музыкальный дворик»

Музыкальный руководитель первой квалификационной категории Громилина Диана Алексеевна.
Музыкальный руководитель первой квалификационной категории
Громилина Диана Алексеевна

Программа занятий

Программа ансамбля «Музыкальный дворик» разработана на опыта ученых авторов, работающих над этой проблемой: Рыбаковой Э. Л. «Музыкально-эстетическое воспитание детей на народных инструментах» (основа ее методики – музицирование на доступных детям народных инструментах, импровизация).
Программа предусматривает поэтапное обучение дошкольников игре на русских народных инструментах. Данная программа направлена на приобщение детей к истокам русской и мордовской народной культуры, возрождению культурных ценностей и развитию творческих способностей детей.
Актуальность. Интерес и внимание к музыкальному искусству в последнее время в нашей стране еще более возрос. Все чаще говорят о необходимости приобщения детей к истокам русской культуры, о возрождении народных праздников с их традициями, обычаями и верованиями. Ведь, приобщая детей к народному творчеству, мы тем самым приобщаем их к истории русского народа, к нравственным общечеловеческим ценностям, которых так не хватает в наше неспокойное время.
Игру на музыкальных инструментах можно использовать в самых различных условиях: музыкальная непосредственная образовательная деятельность, театральная деятельность, выступления на праздниках, кружковая работа. В разных видах деятельности: пение, слушание музыки, музыкально-ритмические движения.
Цель программы: формирование у детей основ нравственной эстетической культуры, потребности к самостоятельному мышлению и анализу, становлению музыкальных задатков и физическому развитию через обучение детей игре на русских народных музыкальных инструментах в оркестре.
Задачи программы:
Образовательные: 
    научить детей владеть инструментами, знать их назначение; 
    приучать детей согласованно действовать в коллективе, добиваться сыгранности, выразительности исполнения, исполнение сольных партий. 
    расширять и обогащать знания детей (о быте, костюме, ремесле, художественных промыслах, традициях, праздниках и др. как русского, так и мордовского народа).
Развивающие: 
    обучение основам техники игры на русских народных инструментах, формирование необходимых умений и навыков для дальнейшего совершенствования в игре на музыкальных инструментах.
    развивать желание играть на музыкальных инструментах, слуховые представления, чувства ритма, тембра, динамики, память, внимание и организованность.
Воспитательные:
    воспитывать желание детей играть на музыкальных инструментах не только на занятиях музыки, индивидуальной работе, но и в часы досуга, дома; 
    воспитывать у детей гордость за свой народ, формировать уважение к традициям и обычаям страны, края. Прививать им интерес к прошлому старшего поколения.
Направления работы:
♦    Знакомство с русскими народными и мордовскими инструментами (струнными, духовыми, ударными, шумовыми и др.)
♦    Самостоятельное исполнение произведений на народных инструментах. 
♦    Развитие творческих способностей.
Принципы:
♦           Принцип фасцинации (очарования детей).
♦    Творческой направленности.
♦    Игрового познания.
♦    Максимальной самореализации с учетом его индивидуальных особенностей. 
Новизной и отличительной особенностью данной программы является обучение игре на народных инструментах и экспериментальных музыкальных инструментах (инструментах-самоделках) и приобщение детей к творческой деятельности. Вместе с детьми создаем ритмические и инструментальные импровизации, танцевальные композиции, не сложные игровые миниатюры, инсценировки, а также народные и экспериментальные инструменты (самоделки). Коллективные творческие проекты дети демонстрируют на народных праздниках, концертах.
Основной формой работы в кружке «Музыкальный дворик» является групповое занятие по расписанию. Занятия проводятся ансамблем два раза в неделю в вечернее время. В год проводится 64 занятия. Продолжительность занятия старшая группа – 25 минут, подготовительная группа – 30 минут. Расширяя кругозор детей, знания о русском и мордовском фольклоре и целом о русской народной культуре использую такие формы:
    беседа;
    рассматривание подлинных русских и мордовских народных инструментов;
    слушание народных музыкальных произведений в исполнении приглашенных балалаечников, гармонистов, учащихся музыкальной школы;
    знакомство с русским народным костюмом;
    знакомство с мордовским народным костюмом;
    знакомство с промыслами;
    рассматривание иллюстраций, открыток, альбомов;
    просмотр видеофильмов и прослушивание CD-дисков;
    экскурсии;
    организация фотовыставок;
    изготовление экспериментальных инструментов (инструментов-самоделок).

Содержание работы:
Учебный материал, предусмотренный программой, распределен в определенной последовательности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Постепенно, от занятия к занятию усложняя музыкальный материал. Поначалу необходимо заинтересовать ребенка, развить желание заниматься в ансамбле и только потом переходить к целенаправленному формированию исполнительских умений и навыков. Для выработки ритмичной одновременной игры на музыкальных инструментах, овладения основами техники, рекомендую использовать на занятиях:
    пальчиковые игры; 
    дидактические игры; 
    игры с палочками; 
    ритмические упражнения (народный фольклор – потешки, попевки, прибаутки, песенки, частушки);
    соревнования между подгруппами;
    создание собственных приемов игры на народных инструментах.
Структура программы: весь образовательный цикл делится на 3 ступени исполнительского мастерства:
1 ступень – младшая группа ансамбля (старшая группа)
Цель: приобретение начального музыкального опыта. Знакомство с простейшими приемами звукоизвлечения; развитие музыкального слуха и чувства ритма, координации движений. Дети знакомятся с народной культурой, народными инструментами. Учатся играть ансамблем, знакомятся с новыми приемами игры, осваивают технику игры на музыкальных инструментах.
3 ступень – старшая группа ансамбля (подготовительная к школе группа).
Цель: знакомство с традициями народной культуры. Знакомство со всей группой ударных и духовых народных инструментов. Игра ансамблем. Совершенствование техники игры народных музыкальных инструментах. Проявление творческой инициативы.
Основные разделы программы взаимодействуют между собой и дополняют друг друга. Например: в пении используются музыкальные инструменты для сопровождения. Слушая народную музыку, дети передают свое отношение к музыке и свои чувства через движения своего тела. Игру в оркестре дети «украшают» частушкой, речитативом, приговором и др.
Предложенная программа является вариативной, комплексной, то есть при возникновении необходимости допускается корректировка содержания и форм занятий, времени прохождения материала.
Программа рассчитана на 2 года обучения для детей от 5 до 7 лет с музыкально-слуховыми способностями, хорошим чувством ритма и является попыткой обновления содержания музыкального воспитания по разделу «Игра на музыкальных инструментах».
Методы работы:
•    Объяснительно-иллюстративный (беседа, объяснение, художественное слово, использование фольклора).
•    Репродуктивный (разучивание, закрепление материала).
•    Исследовательский (самостоятельное исполнение, оценка, самооценка).
•    Метод побуждения к сопереживанию (эмоциональная отзывчивость на прекрасное).
•    Метод поисковых ситуаций (побуждение детей к творческой и практической деятельности).
В работе с ансамблем использую технические средства обучения ТСО: (музыкальный центр, видеомагнитофон, видеокамеру, интерактивную доску, компьютер)
    в ритмической тренировке;
    при знакомстве с музыкальным инструментом или музыкальным репертуаром;
    для самооценки (дети просматривают собственное исполнение, делают выводы, анализируют);
    на праздничных утренниках, концертах и фестивалях.
Ожидаемый результат:
Старшая группа:
    уметь ритмично передавать заданный ритм;
    владеть простейшими приемами игры на ложках и народных инструментах;
    сопровождать пение игрой на народных музыкальных инструментах;
    изображать в движении свое отношение к музыкальному образу, используя средства музыкальной выразительности: темп, ритм, а также выразительную мимику, осанку.
    играть в ансамбле соблюдая ритм;
    владеть приемами игры на двух ложках, народных и самодельных музыкальных инструментах;
    легко петь и двигаться под народную музыку, выразительно передавая в движении характер, настроение песни;

Подготовительная группа.
    играть индивидуально и в ансамбле, соблюдая ритм;
    владеть приемами игры на народных и самодельных музыкальных инструментах; 
    своевременно начинать и заканчивать свою партию в ансамбле;
    проявлять творческую инициативу в создании инсценировок, сюжетно-игровых импровизаций, музыкально-инструментальных композиций, создании самодельных музыкальных инструментов.
    выразительно и эмоционально петь и двигаться соблюдая колорит и удаль русской души;
    понимать и чувствовать ответственность за правильное исполнение своей партии в ансамбле;
    создавать творческие музыкально-инструментальные композиции и танцевальные миниатюры;
    находить новые приемы игры на народных и самодельных музыкальных инструментах.
Методы оценки результативности программы:
Критерии определения результативности программы:
    ритмичность выполнения всех заданий;
    в совершенстве владеть приемами игры на 2-х музыкальных инструментах;
    легко, непринужденно сочетать игру на народных музыкальных инструментах с пением и движением.
Способы определения результативности программы:
    игра на русских народных инструментах;
    игра на экспериментальных музыкальных инструментах (самоделках);
    игра на «подручных» музыкальных инструментах (ухват, чугунок, стиральная доска и т.д.)
Работа с родителями предполагает:
Проведение родительских собраний, последнее собрание проводится в форме отчетного концерта, на котором родители имеют возможность наблюдать рост исполнительского мастерства своих детей. Помимо этого систематически проводятся индивидуальные консультации с родителями, дети которых нуждаются в них.
Родители наши друзья и помощники. Они принимают непосредственное участие в досугах и развлечениях, помогают в оформлении зала, изготавливают экспериментальные музыкальные инструменты (самоделки), делают атрибуты и шьют костюмы. 
Формой подведения итогов реализации данной дополнительной образовательной программы являются: конкурсы на лучшее исполнение сольной пьесы, ансамбль внутри коллектива, праздничные утренники (8 марта, выпуск в школу), фольклорные праздники («От зари до зари веселятся ребетишки»), развлечения и досуги («Осенины», «Посиделки, на завалинке»), отчетные концерты, участие в смотрах, конкурсах, фольклорных фестивалях. 
 

На этой странице

Информация размещена на официальном сайте согласно Приказу Рособрнадзора от 04.08.2023 № 1493, с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» в рамках Политики в отношении обработки персональных данных и на основании заявления работника

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie