Кружок по обучению детей игре на музыкальных инструментах «Музыкальный дворик»
Программа занятий
Программа ансамбля «Музыкальный дворик» разработана на опыта ученых авторов, работающих над этой проблемой: Рыбаковой Э. Л. «Музыкально-эстетическое воспитание детей на народных инструментах» (основа ее методики – музицирование на доступных детям народных инструментах, импровизация).
Программа предусматривает поэтапное обучение дошкольников игре на русских народных инструментах. Данная программа направлена на приобщение детей к истокам русской и мордовской народной культуры, возрождению культурных ценностей и развитию творческих способностей детей.
Актуальность. Интерес и внимание к музыкальному искусству в последнее время в нашей стране еще более возрос. Все чаще говорят о необходимости приобщения детей к истокам русской культуры, о возрождении народных праздников с их традициями, обычаями и верованиями. Ведь, приобщая детей к народному творчеству, мы тем самым приобщаем их к истории русского народа, к нравственным общечеловеческим ценностям, которых так не хватает в наше неспокойное время.
Игру на музыкальных инструментах можно использовать в самых различных условиях: музыкальная непосредственная образовательная деятельность, театральная деятельность, выступления на праздниках, кружковая работа. В разных видах деятельности: пение, слушание музыки, музыкально-ритмические движения.
Цель программы: формирование у детей основ нравственной эстетической культуры, потребности к самостоятельному мышлению и анализу, становлению музыкальных задатков и физическому развитию через обучение детей игре на русских народных музыкальных инструментах в оркестре.
Задачи программы:
Образовательные:
научить детей владеть инструментами, знать их назначение;
приучать детей согласованно действовать в коллективе, добиваться сыгранности, выразительности исполнения, исполнение сольных партий.
расширять и обогащать знания детей (о быте, костюме, ремесле, художественных промыслах, традициях, праздниках и др. как русского, так и мордовского народа).
Развивающие:
обучение основам техники игры на русских народных инструментах, формирование необходимых умений и навыков для дальнейшего совершенствования в игре на музыкальных инструментах.
развивать желание играть на музыкальных инструментах, слуховые представления, чувства ритма, тембра, динамики, память, внимание и организованность.
Воспитательные:
воспитывать желание детей играть на музыкальных инструментах не только на занятиях музыки, индивидуальной работе, но и в часы досуга, дома;
воспитывать у детей гордость за свой народ, формировать уважение к традициям и обычаям страны, края. Прививать им интерес к прошлому старшего поколения.
Направления работы:
♦ Знакомство с русскими народными и мордовскими инструментами (струнными, духовыми, ударными, шумовыми и др.)
♦ Самостоятельное исполнение произведений на народных инструментах.
♦ Развитие творческих способностей.
Принципы:
♦ Принцип фасцинации (очарования детей).
♦ Творческой направленности.
♦ Игрового познания.
♦ Максимальной самореализации с учетом его индивидуальных особенностей.
Новизной и отличительной особенностью данной программы является обучение игре на народных инструментах и экспериментальных музыкальных инструментах (инструментах-самоделках) и приобщение детей к творческой деятельности. Вместе с детьми создаем ритмические и инструментальные импровизации, танцевальные композиции, не сложные игровые миниатюры, инсценировки, а также народные и экспериментальные инструменты (самоделки). Коллективные творческие проекты дети демонстрируют на народных праздниках, концертах.
Основной формой работы в кружке «Музыкальный дворик» является групповое занятие по расписанию. Занятия проводятся ансамблем два раза в неделю в вечернее время. В год проводится 64 занятия. Продолжительность занятия старшая группа – 25 минут, подготовительная группа – 30 минут. Расширяя кругозор детей, знания о русском и мордовском фольклоре и целом о русской народной культуре использую такие формы:
беседа;
рассматривание подлинных русских и мордовских народных инструментов;
слушание народных музыкальных произведений в исполнении приглашенных балалаечников, гармонистов, учащихся музыкальной школы;
знакомство с русским народным костюмом;
знакомство с мордовским народным костюмом;
знакомство с промыслами;
рассматривание иллюстраций, открыток, альбомов;
просмотр видеофильмов и прослушивание CD-дисков;
экскурсии;
организация фотовыставок;
изготовление экспериментальных инструментов (инструментов-самоделок).
Содержание работы:
Учебный материал, предусмотренный программой, распределен в определенной последовательности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Постепенно, от занятия к занятию усложняя музыкальный материал. Поначалу необходимо заинтересовать ребенка, развить желание заниматься в ансамбле и только потом переходить к целенаправленному формированию исполнительских умений и навыков. Для выработки ритмичной одновременной игры на музыкальных инструментах, овладения основами техники, рекомендую использовать на занятиях:
пальчиковые игры;
дидактические игры;
игры с палочками;
ритмические упражнения (народный фольклор – потешки, попевки, прибаутки, песенки, частушки);
соревнования между подгруппами;
создание собственных приемов игры на народных инструментах.
Структура программы: весь образовательный цикл делится на 3 ступени исполнительского мастерства:
1 ступень – младшая группа ансамбля (старшая группа)
Цель: приобретение начального музыкального опыта. Знакомство с простейшими приемами звукоизвлечения; развитие музыкального слуха и чувства ритма, координации движений. Дети знакомятся с народной культурой, народными инструментами. Учатся играть ансамблем, знакомятся с новыми приемами игры, осваивают технику игры на музыкальных инструментах.
3 ступень – старшая группа ансамбля (подготовительная к школе группа).
Цель: знакомство с традициями народной культуры. Знакомство со всей группой ударных и духовых народных инструментов. Игра ансамблем. Совершенствование техники игры народных музыкальных инструментах. Проявление творческой инициативы.
Основные разделы программы взаимодействуют между собой и дополняют друг друга. Например: в пении используются музыкальные инструменты для сопровождения. Слушая народную музыку, дети передают свое отношение к музыке и свои чувства через движения своего тела. Игру в оркестре дети «украшают» частушкой, речитативом, приговором и др.
Предложенная программа является вариативной, комплексной, то есть при возникновении необходимости допускается корректировка содержания и форм занятий, времени прохождения материала.
Программа рассчитана на 2 года обучения для детей от 5 до 7 лет с музыкально-слуховыми способностями, хорошим чувством ритма и является попыткой обновления содержания музыкального воспитания по разделу «Игра на музыкальных инструментах».
Методы работы:
• Объяснительно-иллюстративный (беседа, объяснение, художественное слово, использование фольклора).
• Репродуктивный (разучивание, закрепление материала).
• Исследовательский (самостоятельное исполнение, оценка, самооценка).
• Метод побуждения к сопереживанию (эмоциональная отзывчивость на прекрасное).
• Метод поисковых ситуаций (побуждение детей к творческой и практической деятельности).
В работе с ансамблем использую технические средства обучения ТСО: (музыкальный центр, видеомагнитофон, видеокамеру, интерактивную доску, компьютер)
в ритмической тренировке;
при знакомстве с музыкальным инструментом или музыкальным репертуаром;
для самооценки (дети просматривают собственное исполнение, делают выводы, анализируют);
на праздничных утренниках, концертах и фестивалях.
Ожидаемый результат:
Старшая группа:
уметь ритмично передавать заданный ритм;
владеть простейшими приемами игры на ложках и народных инструментах;
сопровождать пение игрой на народных музыкальных инструментах;
изображать в движении свое отношение к музыкальному образу, используя средства музыкальной выразительности: темп, ритм, а также выразительную мимику, осанку.
играть в ансамбле соблюдая ритм;
владеть приемами игры на двух ложках, народных и самодельных музыкальных инструментах;
легко петь и двигаться под народную музыку, выразительно передавая в движении характер, настроение песни;
Подготовительная группа.
играть индивидуально и в ансамбле, соблюдая ритм;
владеть приемами игры на народных и самодельных музыкальных инструментах;
своевременно начинать и заканчивать свою партию в ансамбле;
проявлять творческую инициативу в создании инсценировок, сюжетно-игровых импровизаций, музыкально-инструментальных композиций, создании самодельных музыкальных инструментов.
выразительно и эмоционально петь и двигаться соблюдая колорит и удаль русской души;
понимать и чувствовать ответственность за правильное исполнение своей партии в ансамбле;
создавать творческие музыкально-инструментальные композиции и танцевальные миниатюры;
находить новые приемы игры на народных и самодельных музыкальных инструментах.
Методы оценки результативности программы:
Критерии определения результативности программы:
ритмичность выполнения всех заданий;
в совершенстве владеть приемами игры на 2-х музыкальных инструментах;
легко, непринужденно сочетать игру на народных музыкальных инструментах с пением и движением.
Способы определения результативности программы:
игра на русских народных инструментах;
игра на экспериментальных музыкальных инструментах (самоделках);
игра на «подручных» музыкальных инструментах (ухват, чугунок, стиральная доска и т.д.)
Работа с родителями предполагает:
Проведение родительских собраний, последнее собрание проводится в форме отчетного концерта, на котором родители имеют возможность наблюдать рост исполнительского мастерства своих детей. Помимо этого систематически проводятся индивидуальные консультации с родителями, дети которых нуждаются в них.
Родители наши друзья и помощники. Они принимают непосредственное участие в досугах и развлечениях, помогают в оформлении зала, изготавливают экспериментальные музыкальные инструменты (самоделки), делают атрибуты и шьют костюмы.
Формой подведения итогов реализации данной дополнительной образовательной программы являются: конкурсы на лучшее исполнение сольной пьесы, ансамбль внутри коллектива, праздничные утренники (8 марта, выпуск в школу), фольклорные праздники («От зари до зари веселятся ребетишки»), развлечения и досуги («Осенины», «Посиделки, на завалинке»), отчетные концерты, участие в смотрах, конкурсах, фольклорных фестивалях.
Информация размещена на официальном сайте согласно Приказу Рособрнадзора от 04.08.2023 № 1493, с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» в рамках Политики в отношении обработки персональных данных и на основании заявления работника