Кружок по формированию сенсорных эталонов «Ладушки»

Одним из немаловажных аспектов развития дошкольника является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Учеными доказано, что развитие руки (мелкая моторика и координация движений пальцев рук) находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к обучению. Обычный ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.
Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, овладеть родным языком. Важнейшими источниками развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (потешки, колыбельные песни, считалки, сказки, загадки) и пальчиковые игры. Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как оно расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умения тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. Программа разработана на основе парциальной образовательной программы «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста»  Е.А. Янушко.
Развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук у детей важно для общего развития ребёнка, так как ему понадобятся точные координированные движения, чтобы писать, одеваться, а также выполнять различные бытовые и прочие движения. Следовательно, движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию. Тренировка пальцев рук влияет на созревание речевой функции. Иначе говоря, если у малыша ловкие, подвижные пальчики, то и говорить он научится без особого труда, речь будет развиваться правильно. Игры с пальчиками – это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения. Недаром из поколения в поколение передаются забавные народные потешки, сказки, пальчиковые игры, игры «Расскажи стихи руками», пальчиковый театр. Исходя из этого, я выбрала тему моего кружка: «Использование народного творчества в развитии связной  речи детей младшего дошкольного возраста» под названием «Ладушки».
       Актуальность программы состоит в том, что изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования является наиболее благоприятной для развития творческих способностей детей. В настоящее время проблема развития детского творчества является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления. Идея использования нетрадиционных техник рисования в изобразительной деятельности детей подразумевает работу с дошкольниками, имеющими как повышенную, так и низкую мотивацию к изодеятельности и различный уровень художественно-творческого развития.
       Цель: Развитие речи и мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр и средствами нетрадиционных техник изобразительного искусства.
Задачи :
Обучающие:
1.Знакомить детей с устным народным творчеством, русским фольклором. 2.Обогащать, активизировать речь детей.
3.Учить обсуждать содержание потешки, текста пальчиковой игры. 4.Побуждать к активности в выборе роли, к вхождению в роль.
5.Закреплять умение согласовывать движение рук с текстом потешки. 6.Учить подражать движениям взрослых.
 Развивающие:
1.Развивать мелкую моторику, воображение, мышление, память.
2.Развивать интерес к народному творчеству.
3.Развивать чувство ритма, образное мышление детей.
4.Развивать внимание, зрительное восприятие.
5.Развивать согласованность движений обеих рук.
 Воспитательные:
1.Воспитывать любовь и эмоциональное отношение к героям потешек. 2.Воспитывать любовь ко всему живому.
Форма работы с детьми: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Срок реализации: 1 год.
Периодичность занятий: 2 раза в неделю.
Продолжительность: 15 минут.    

Необходимые материалы и оборудование
- резиновые игрушки;
- бусы, шнуровки;
- различные материалы: пластичные (тесто, пластилин, сыпучие (крупы, бобовые, песок, манка)
- бумага, карандаши, пальчиковые краски;
- настольный театр;
- наборов счетных палочек;
- пробок от пластиковых бутылок разного цвета;
- массажных мячей;
- прищепок бельевых разных цветов;
- трафаретов по лексическим темам;
- различные виды мозаики, конструкторов;
- наборы веревок и лент разной длины и толщины для завязывания и развязывания узлов, плетения косичек, завязывания бантов;
- различные виды застежек: крючки, пуговицы, шнурки, молнии, липучки.
Формы работы:
- пальчиковые игры;
- игры с предметами и материалами;
- массаж рук.
- рваные аппликации с предварительным разрыванием бумаги и т. д.
- использование пластилина
Основные направления работы для развития мелкой моторики рук и координации движений.
•    Массаж кистей рук.
•    Пальчиковая гимнастика, физкультминутки.
•    Массаж кистей рук (еловыми  и сосновыми шишками, массажными мячами).  
•    Рисование,  лепка.
•    Раскрашивание рисунка.
•    Игры и действия с мелкими предметами.
•    Узнавать предметы на ощупь.
•    Работа с крупой, фасолью, горохом.
•    Нанизывание бус, пуговиц на проволоку.
•    Выкладывание фигур из геом. фигур, палочек, семян.
Планируемые результаты освоения программы
После проведения каждого этапа работы кружка предполагается овладение детьми определенными знаниями, умением, навыками, выявление и осознание ребенком своих способностей, формирование специальных умений, способов самоконтроля. Направлено на установление уровня управления своими руками и пальцами.
Описание планируемых результатов
К концу курса дети должны овладеть:
•    приемы самомассажа рук;
•    владеть разными приемами сцепления пальцев («замок», «мост», «корзиночка» и др.);
•    выполнять различные движения кистями и пальцами рук («дождик идет», «пианино» и т.п.).
•    работать с трафаретами;
•    застегивать, расстегивать пуговицы, кнопки, крючки;
•    завязывать и развязывать ленты, шнурки, узелки.
•    применять приемы лепки: раскатывание, скатывание, расплющивание, сгибание, присоединение;
•    выполнять шнуровку.
•    способность синхронно выполнять движения обеими руками.
 

Программа занятий

Дополнительная общеобразовательная программа  (дополнительная общеразвивающая программа) по формированию сенсорных эталонов «Ладушки» 
На этой странице

Информация размещена на официальном сайте согласно Приказу Рособрнадзора от 04.08.2023 № 1493, с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» в рамках Политики в отношении обработки персональных данных и на основании заявления работника

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie