Кружок по развитию координации движений пальцев рук «Раз, два, три, четыре, пять – вышли пальчики играть»
Одним из немаловажных аспектов развития дошкольника является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Учеными доказано, что развитие руки (мелкая моторика и координация движений пальцев рук) находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к обучению. Обычный ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Программа составлена на основе парциальной образовательной программы»Умелые ручки» под редакцией А.В. Чесноковой.
Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, овладеть родным языком. Важнейшими источниками развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (потешки, колыбельные песни, считалки, сказки, загадки) и пальчиковые игры. Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как оно расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умения тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.
Развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук у детей важно для общего развития ребёнка, так как ему понадобятся точные координированные движения, чтобы писать, одеваться, а также выполнять различные бытовые и прочие движения. Следовательно, движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию. Тренировка пальцев рук влияет на созревание речевой функции. Иначе говоря, если у малыша ловкие, подвижные пальчики, то и говорить он научится без особого труда, речь будет развиваться правильно. Игры с пальчиками – это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения. Недаром из поколения в поколение передаются забавные народные потешки, сказки, пальчиковые игры, игры «Расскажи стихи руками», пальчиковый театр. Исходя из этого, я выбрала тему моего кружка: «Использование народного творчества в развитии связной речи детей младшего дошкольного возраста» под названием «Раз, два, три, четыре,пять – вышли пальчики играть».
Актуальность программы состоит в том, что изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования является наиболее благоприятной для развития творческих способностей детей. В настоящее время проблема развития детского творчества является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления. Идея использования нетрадиционных техник рисования в изобразительной деятельности детей подразумевает работу с дошкольниками, имеющими как повышенную, так и низкую мотивацию к изодеятельности и различный уровень художественно-творческого развития.
Цель: Развитие речи и мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр и средствами нетрадиционных техник изобразительного искусства.
Задачи :
Обучающие:
1.Знакомить детей с устным народным творчеством, русским фольклором. 2.Обогащать, активизировать речь детей.
3.Учить обсуждать содержание потешки, текста пальчиковой игры. 4.Побуждать к активности в выборе роли, к вхождению в роль.
5.Закреплять умение согласовывать движение рук с текстом потешки. 6.Учить подражать движениям взрослых.
Развивающие:
1.Развивать мелкую моторику, воображение, мышление, память.
2.Развивать интерес к народному творчеству.
3.Развивать чувство ритма, образное мышление детей.
4.Развивать внимание, зрительное восприятие.
5.Развивать согласованность движений обеих рук.
Воспитательные:
1.Воспитывать любовь и эмоциональное отношение к героям потешек. 2.Воспитывать любовь ко всему живому.
Форма работы с детьми: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Срок реализации: 1 год.
Периодичность занятий: 2 раза в неделю.
Продолжительность: 15 минут.
Необходимые материалы и оборудование
- резиновые игрушки;
- бусы, шнуровки;
- различные материалы: пластичные (тесто, пластилин, сыпучие (крупы, бобовые, песок, манка)
- бумага, карандаши, пальчиковые краски;
- настольный театр;
- наборов счетных палочек;
- пробок от пластиковых бутылок разного цвета;
- массажных мячей;
- прищепок бельевых разных цветов;
- трафаретов по лексическим темам;
- различные виды мозаики, конструкторов;
- наборы веревок и лент разной длины и толщины для завязывания и развязывания узлов, плетения косичек, завязывания бантов;
- различные виды застежек: крючки, пуговицы, шнурки, молнии, липучки.
Формы работы:
- пальчиковые игры;
- игры с предметами и материалами;
- массаж рук.
- рваные аппликации с предварительным разрыванием бумаги и т. д.
- использование пластилина
Основные направления работы для развития мелкой моторики рук и координации движений.
• Массаж кистей рук.
• Пальчиковая гимнастика, физкультминутки.
• Массаж кистей рук (еловыми и сосновыми шишками, массажными мячами).
• Рисование, лепка.
• Раскрашивание рисунка.
• Игры и действия с мелкими предметами.
• Узнавать предметы на ощупь.
• Работа с крупой, фасолью, горохом.
• Нанизывание бус, пуговиц на проволоку.
• Выкладывание фигур из геом. фигур, палочек, семян.
Планируемые результаты освоения программы
После проведения каждого этапа работы кружка предполагается овладение детьми определенными знаниями, умением, навыками, выявление и осознание ребенком своих способностей, формирование специальных умений, способов самоконтроля. Направлено на установление уровня управления своими руками и пальцами.
Описание планируемых результатов
К концу курса дети должны овладеть:
• приемы самомассажа рук;
• владеть разными приемами сцепления пальцев («замок», «мост», «корзиночка» и др.);
• выполнять различные движения кистями и пальцами рук («дождик идет», «пианино» и т.п.).
• работать с трафаретами;
• застегивать, расстегивать пуговицы, кнопки, крючки;
• завязывать и развязывать ленты, шнурки, узелки.
• применять приемы лепки: раскатывание, скатывание, расплющивание, сгибание, присоединение;
• выполнять шнуровку.
• способность синхронно выполнять движения обеими руками.
Программа занятий
Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) по развитию координации движений пальцев рук «Раз, два, три, четыре, пять – вышли пальчики играть»Информация размещена на официальном сайте согласно Приказу Рособрнадзора от 04.08.2023 № 1493, с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» в рамках Политики в отношении обработки персональных данных и на основании заявления работника