Кружок по сенсомоторному развитию «Радужный мир»
Программа дополнительного образования «Чудесный мир сенсорики» по формированию у детей 2-3 лет полноценного восприятия окружающей действительности через обучение детей сенсорным эталонам учитывает возрастные особенности усвоения программного материала у детей младшего дошкольного возраста, дополняет и расширяет задачи по образовательной области «Познавательное развитие».
Основу данной программы положены ведущие идеи: Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова с идеей развивающего обучения, которое позволят открыть в детях потенциальные интеллектуальные и личностные способности («Старайся сделать обучение увлекательным»), А.В. Запорожца, Л.А. Венгера о самоценности дошкольного периода развития («Основной путь развития – это путь обогащения формами и способами деятельности»), Л.С.Выготского («Обучение идет впереди развития и ведет его за собой, для всякого обучения существуют оптимальные сроки»). Идеи названных авторов легли в основу личностно-ориентированного обучения дошкольников.
Программа имеет познавательную направленность, является синтезированной модифицированной, созданной на основе программ: Пилюгина Э.Г. «Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста», Удалова Э.Я. , Метлева Л.А. «Развитие сенсомоторной сферы детей»,и системы М. Монтессори, а также учитывались положения базисной программы развития дошкольника «Истоки» и составлена с учётом ФГОС и требований СанПиН.
Программа разработана с учетом закономерностей формирования восприятия детей в дошкольном возрасте и особенностей освоения сенсорных эталонов. Поэтому в программу включены образцы сенсорных эталонов разных свойств (формы, цвета, величины и др.), которые ребенок может освоить в игровых занятиях.
В данной программе представлены игры и упражнения направленные на формирование восприятия ребенка раннего и младшего дошкольного возраста тактильного восприятия с водой, с пластилином, с бумагой, с краской, на выкладывание, нанизывание. Эти игры помогут ребёнку укрепить руку, развить движения рук и пальцев рук.
Актуальность программы
Актуальность данной программы заключается в том, что познание ребёнка начинается с ощущения и восприятия. Именно развитие ощущений и восприятий создают необходимые предпосылки для возникновения всех других более сложных познавательных процессов – памяти, мышления, воображения. Ребёнок сталкивается с многообразием красок, форм и других свойств предметов. Их окружает природа со всеми её сенсорными признаками – запахами, многоцветием, шумом. Развитые сенсорные способности ребенка составляют не только важное предусловие для успешного выполнения им в будущем художественной, музыкальной, физической и других видов деятельности, но и определяют готовность ребенка к школьному обучению. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Таким образом, сенсорное воспитание создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Оно направлено на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинетического и других видов ощущений и восприятий. Поэтому сенсорное развитие, развитие восприятия и представлений о внешних свойствах вещей, играет важную роль в общем ходе умственного развития ребенка. Проблема сенсорного развития и воспитания детей всегда была в центре внимания русских, зарубежных психологов и педагогов.
Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики, решили провести с детьми углубленную и систематическую работу в этом направлении.
Цель программы - развитие, обогащение и совершенствование сенсорных процессов (восприятие, ощущение, представление) у детей младшего дошкольного возраста, и создания оптимальных условий сенсорного развития через различные виды деятельности.
Эта цель обуславливает решение следующих задачи:
Образовательные:
• развивать цветоразличение, формовосприятие, умение воспринимать величину, группировать, сравнивать и обобщать предметы по этим признакам;
• формировать у детей зрительные способы обследования предметов;
• учить соотносить форму предметов с формой плоскостных изображений и объемных геометрических тел (шар, куб);
• развивать зрительную реакцию на предметы окружающего мира, замечать их форму, цвет;
• обогащать активный и пассивный словарь детей: учить понимать и использовать в речи слова: «цвет», «такой же», «разный».
Развивающие:
• развивать мелкую моторику.
• развитие познавательных психических процессов: произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память;
• развитие речи детей.
Воспитательные:
• воспитывать умение играть рядом, не мешая друг другу;
• формировать умение слушать и понимать инструкции педагога.
• воспитывать усидчивость, целенаправленность.
Принципы программы:
• Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка.
• Принцип системности коррекционных и развивающих задач.
• Принцип единства диагностики и коррекции.
• Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к работе с ребенком.
• Принцип блочного подхода – позволяет педагогически воспроизвести многообразие общественной практики, сохранить принцип научности содержания, повысить эффективность его реализации.
Отличительные особенности программы.
Отличительная особенность данной программы в том, что весь учебно – воспитательный процесс осуществляется через различные виды деятельности, происходит совершенствование деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире, накопление знаний о форме, цвете, размере, которые переплетаются, дополняют друг друга, взаимно отражаются. Всё это способствует развитию сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста.
Возраст детей, участвующих в реализации программы: II группа раннего возраста (2-3 года).
Сроки реализации: 1 год.
Периодичность занятий: 1 раз в неделю
Продолжительность занятий: 10 минут
Форма работы: групповая.
Методическое обеспечение ДОП:
Приемы и методы организации: беседы, объяснение, показ, рассматривание образцов, индивидуальный подход.
Дидактический материал:
Кубики
Геометрические фигуры
Шарики основных цветов
Краски (гуашь), пластилин, картон
Деревянные матрешки
Шнурки, верёвочки
Прищепки
Ткани разных фактур
Игрушки из уголка сенсорики
Ожидаемые результаты и способы их проверки (мониторинг):
• Дети различают и называют некоторые цвета спектра – красный, зеленый, синий, желтый.
• Различают и называют некоторые геометрические фигуры и тела (шар, куб, круг, квадрат).
• Используют сенсорные эталоны (огурчик зеленый как травка, лимон желтый как солнышко).
Форма проведения итогов реализации ДОП: мониторинг личностного роста.
Программа занятий
Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) по сенсомоторному развитию «Радужный мир»Информация размещена на официальном сайте согласно Приказу Рособрнадзора от 04.08.2023 № 1493, с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» в рамках Политики в отношении обработки персональных данных и на основании заявления работника