Кружок по развитию интеллектуальной сферы дошкольников «Развивай-ка»
Рабочая программа кружка по развитию интеллектуальной сферы дошкольников 5-7 лет «Развивай-ка» разработана на два года, на основе авторской программы Е.В. Колесниковой «Математические ступеньки».
Актуальность. Наибольшую трудность в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточно большой объем знаний, а те, который проявляют интеллектуальную пассивность, отсутствие желания и привычки думать, узнавать что-то новое. К тому же, развитие – это не только объем знаний, полученных ребенком, а умение пользоваться им в разнообразной самостоятельной деятельности, это высокий уровень психических процессов, логического мышления, воображения, связной речи, это развитие таких качеств личности, как: любознательность, сообразительность, смекалка, наблюдательность, самостоятельность.
Неслучайно, обучению дошкольников элементарным математическим представлениям в современном дошкольном образовании отводится важное место. Это вызвано целым рядом причин: началом школьного обучения с шести лет; повышением внимания к компьютеризации; обилием информации, получаемой ребёнком, и в связи с этим: стремление родителей, как можно раньше научить ребёнка узнавать цифры, считать, решать задачи. Работа по формированию у дошкольников элементарных математических представлений – важнейшая часть их общей подготовки к школе. Решая разнообразные математические задачи, дети проявляют волевые усилия, приучаются действовать целенаправленно, преодолевать трудности, доводить дело до конца (находить правильное решение, ответ).
В ходе реализации кружка «Веселый счет» предусматривается совместная деятельность взрослых и детей в процессе занятий, игры, общение и самостоятельной деятельности детей.
Данная рабочая программа обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 5 до 7 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по познавательному развитию (ФЭМП). Методика учитывает возрастные особенности дошкольников и дидактические принципы развивающего обучения. Развивающие задачи решаются с учетом индивидуальности и темпом развития каждого ребенка. Тематика математического кружка способствует расширению словарного запаса, активизации словаря, развитию связной речи. Задания составляются таким способом, чтобы дети могли упражняться в правильном употреблении сформированных грамматических категорий, активизации отработанной лексики.
Программа кружка реализуется с помощью учебно-методического комплекта (УМК), который обеспечивает включенность детей в образовательный процесс по формированию математических представлений.
Новизна. Данная рабочая программа предполагает решение проблем дополнительного образования познавательной направленности на основе овладения детьми дошкольного возраста элементарными представлениями о математической деятельности в условиях проблемно-поисковых ситуаций математического содержания;
Содержание программы представлено различными формами организации математической деятельности через занимательные развивающие игры, упражнения, задания, задачи-шутки, загадки математического содержания, которые помогают совершенствовать навыки счета, закрепляют понимание отношений между числами натурального ряда, формируют устойчивый интерес к математическим знаниям, развивают внимание, память, логические формы мышления. Дети непосредственно приобщаются к познавательному материалу, дающему пищу воображению, затрагивающую не только чисто интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребёнка.
Цель программы - раскрытие основных направлений математического развития детей 5-7 лет в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
Задачи:
Образовательные:
- формировать общее представление о множестве и числе;
- формировать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10(на первом году обучения программы), и в пределах 20 (на втором году обучения программы);
- знакомить с составом числа;
- учить детей решать простейшие арифметические задачи;
- учить соотносить количество предметов с соответствующей цифрой;
- учить сравнивать множества;
- знакомить с математическими знаками;
Развивающие:
- развивать логическое мышление;
- развивать самостоятельность при выполнении поставленной задачи;
- развивать мелкую моторику, глазомер;
- развивать инициативу;
Воспитательные:
- воспитывать внимание;
- воспитывать организованность;
- воспитывать самостоятельность и интерес к познанию.
Форма работы с детьми.
Занятия проводятся 2 раза в неделю (во 2-й половине дня). Форма занятий групповая. В группе занимается 15 человек. Продолжительность занятий 25 минут (на первом году обучения), 30 минут (на втором году обучения). Курс занятий рассчитан на 8 месяцев (с октября по май) – первый год обучения, и на 8 месяцев (с октября по май) – второй год обучения.
Ожидаемые результаты у детей на первом году обучения.
К концу первого года обучения дети должны уметь:
- считать по образцу и названному числу в пределах десяти;
- понимать независимость числа от пространственного расположения предметов;
- писать цифры от 1 до 10;
- знать математические знаки +, -, =», <,>;
- соотносить количество предметов с соответствующей цифрой;
- различать количественный и порядковый счет в пределах десяти;
- составлять числа от 3 до 10 из двух меньших;
- понимать смысл пословиц, в которых присутствуют числа;
- знать геометрические фигуры — круг, овал, квадрат, треугольник;
- рисовать в тетради в клетку геометрические фигуры;
- выкладывать из счетных палочек геометрические фигуры;
- располагать предметы в убывающем и возрастающем порядке по высоте, используя соответствующие определения;
- ориентироваться на листе бумаги, в тетради в клетку;
- определять положение предметов по отношению к другому лицу;
- понимать задание и выполнять его самостоятельно;
- проводить самоконтроль и самооценку выполненной работы.
Ожидаемые результаты у детей на втором году обучения.
- считать по образцу и названному числу в пределах двадцати;
- понимать независимость числа от пространственного расположения предметов;
- писать цифры до 20;
- пользоваться математическими знаками +, -, =», <,>;
- записывать решение математической задачи (загадки) в одно действие с помощью математических знаков, цифр;
- соотносить количество предметов с соответствующей цифрой;
- различать количественный и порядковый счет в пределах двадцати;
- составлять числа от 3 до 20 из двух меньших;
- понимать смысл пословиц, в которых присутствуют числа;
- знать геометрические фигуры — трапеция, шар, куб, цилиндр;
- писать в тетради в клетку цифры до 20;
- знать, как выглядят монеты;
- выкладывать из счетных палочек геометрические фигуры, символические изображения предметов;
- располагать предметы в убывающем и возрастающем порядке по величине, ширине, высоте, толщине, используя соответствующие определения;
- ориентироваться на листе бумаги, в тетради в клетку;
- определять положение предметов по отношению к другому лицу;
- определять временные отношения (день – неделя – месяц);
- время по часам с точностью до 1 часа
- понимать задание и выполнять его самостоятельно;
- проводить самоконтроль и самооценку выполненной работы;
- самостоятельно формулировать учебные задачи.
Программа занятий
Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) по развитию интеллектуальной сферы дошкольников «Развивай-ка»Информация размещена на официальном сайте согласно Приказу Рособрнадзора от 04.08.2023 № 1493, с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» в рамках Политики в отношении обработки персональных данных и на основании заявления работника