Кружок по развитию интеллектуальных и познавательных способностей «Всезнайка»

Воспитатель высшей квалификационной категории Климкина Евгения Александровна.
Воспитатель высшей квалификационной категории
Климкина Евгения Александровна
Программа составлена на основе авторской парциальной образовательной программы «Математические ступеньки» Е.В. Колесниковой.
Образовательная программа по дополнительному образованию «Занимательная математика» имеет познавательную направленность. Разработанная программа «Занимательная математика» – это стремление педагога использовать возможности занимательного материала в познавательном (в частности математическом) развитии детей.
В комплексном подходе к образованию дошкольников в современной дидактике и в соответствии с требованием ФГОС ДО немаловажная роль принадлежит  занимательным развивающим играм, задачам, развлечениям. Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс решения, поиск ответа, основанный на интересе к решению задачи, невозможен без активной работы мысли. В ходе игр и упражнений с занимательным математическим материалом дети овладевают умением творчески относиться к решению задачи, самостоятельно вести поиск ее решения, проявляя при этом собственную инициативу. Этим положением и объясняется значение занимательных задач в познавательном развитии детей. 
Занимательный математический материал является хорошим средством воспитания у детей уже в дошкольном возрасте интереса к математике, к логике и доказательности рассуждений, желания проявлять умственное напряжение, сосредотачивать внимание на проблеме. Решение разного рода нестандартных задач в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию общих умственных способностей: логики мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, пространственных представлений. 
Актуальность программы
Обучению дошкольников элементарным математическим представлениям в современном дошкольном образовании отводится важное место. Это вызвано целым рядом причин: началом школьного обучения с шести лет; повышением внимания к компьютеризации; обилием информации, получаемой ребёнком, и в связи с этим: стремление родителей, как можно раньше научить ребёнка узнавать цифры, считать, решать задачи. Работа по формированию у дошкольников элементарных математических представлений – важнейшая часть их общей подготовки к школе. Решая разнообразные математические задачи, дети проявляют волевые усилия, приучаются действовать целенаправленно, преодолевать трудности, доводить дело до конца (находить правильное решение, ответ). 
Важную роль занятий математикой в умственном воспитании детей дошкольного возраста отмечали многие исследователи (Н.А. Арапова-Пискарева, А.В. Белошистая, Л.А. Венгер, О.М. Дъяченко, Т.И. Ерофеева, Н.А. Козлова, Е.В. Колесникова, Л.П. Петерсон, Т.А. Фалькович, Е.И. Щербакова и др.). По их мнению, обучение математике в дошкольном возрасте является своевременным, носит общеразвивающий характер, оказывает влияние на развитие любознательности, познавательной активности, мыслительной деятельности, формирование системы элементарных знаний о предметах и явлениях окружающей жизни, обеспечивая тем самым готовность к обучению в школе.
Опыт работы с дошкольниками в области математического развития показывает, что на успешность обучения влияет не только содержание предлагаемого материала, но также форма его подачи, которая способна вызвать заинтересованность детей и познавательную активность. Современные стандарты к дошкольному образованию также ориентируют педагогов на организацию развивающего образования, на использование новых форм его организации, при которых синтезировались бы элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия. В данном контексте перспективным в обучении детей основам математики являются проблемно-поисковые ситуации, имеющие форму занимательных математических и логических задач. Проблемно-поисковые ситуации математического содержания способствуют развитию математических представлений на основе эвристических методов, когда понятия, свойства, связи и зависимости открываются ребенком самостоятельно, когда им самим устанавливаются важнейшие закономерности.
Новизна. Дополнительная образовательная программа «Занимательная математика»: 
– предполагает решение проблем дополнительного образования познавательной направленности на основе овладения детьми дошкольного возраста элементарными представлениями о математической деятельности в условиях проблемно-поисковых ситуаций математического содержания;
– содержание программы представлено различными формами организации   математической деятельности через занимательные развивающие игры, упражнения, задания, задачи-шутки, загадки математического содержания, которые помогают совершенствовать навыки счета, закрепляют понимание отношений между числами натурального ряда, формируют устойчивый интерес к математическим знаниям, развивают внимание, память, логические формы мышления. Дети непосредственно приобщаются к познавательному материалу, дающему пищу воображению, затрагивающую не только чисто интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребёнка. 
Цель: познавательное развитие детей дошкольного возраста через организацию занимательных развивающих игр, заданий, упражнений математического содержания.
Задачи:
– отрабатывать арифметические и геометрические навыки; 
– развивать произвольность психических процессов, абстрактно-логических и наглядно-образных видов мышления и типов памяти, основных мыслительных операций (анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация), основных свойств внимания, доказательную речь и речь-рассуждение;
– воспитывать потребность в сотрудничестве, взаимодействии со сверстниками, умению подчинять свои интересы определенным правилам.
Форма работы с детьми. Программа ориентирована на детей от 4 до 5 лет. Занятия проводятся в рамках дополнительного образования, при максимальном сочетании принципа группового обучения с индивидуальным подходом. Программа рассчитана на 1 год обучения.  Математический кружок работает 2 раза в неделю по 20 минут. Состав группы 12 человек. 
Формы организации математической деятельности детей на занятиях: задачи-шутки, математические и логические загадки и задания, увлекательные игры и упражнения с цифрами, знаками, геометрическими фигурами, числовыми карточками, счетными палочками. 
Ожидаемые результаты: 
- считать по образцу и названному числу в пределах5;
- познакомить с цифрами от 1 до 5 ; стихами ,загадками, считалками  ;
-писать цифры от 1 до5 по точкам;
-записывать решение математической задачи (загадки) с помощью математических знаков, цифр;
-соотносить количество предметов с соответствующей цифрой;
-различать количественный и порядковый счет в пределах5;
-отвечать на вопросы Сколько? Который? Какой по счету?;
-понимать смысл пословиц, в которых присутствуют числа;
-знать геометрические фигуры;
-учить представлению о том, что фигуры могут быть разного размера;
-видеть геометрические фигуры в окружающих предметах, их символических изображениях;
-различать правильно называть  части суток и называть времена года;
-ориентироваться на листе бумаги, в тетради в клетку;
-определять положение предметов по отношению к другому лицу;
-решать логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, анализ и синтез;
-понимать задание и выполнять его самостоятельно.
 

Программа занятий

Дополнительная общеобразовательная программа  (дополнительная общеразвивающая программа) по обучению математике  «Всезнайка» 
На этой странице

Информация размещена на официальном сайте согласно Приказу Рособрнадзора от 04.08.2023 № 1493, с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» в рамках Политики в отношении обработки персональных данных и на основании заявления работника

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie