Кружок по экспериментированию «Хочу всё знать»

Воспитатель высшей квалификационной категории Климкина Евгения Александровна.
Воспитатель высшей квалификационной категории
Климкина Евгения Александровна

Программа «Хочу всё знать» разработана на основе программы «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста» Г. П. Тугушевой, А. Е. Чистяковой.
Актуальность. В современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего, проявлению самостоятельности, исследовательской активности. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и, в первую очередь, умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Поэтому уже в дошкольном возрасте необходимо заложить первоосновы личности, проявляющей активное отношение к миру. 
Дошкольный возраст особенно важен для развития познавательной потребности, которая находит отражение в форме опытно-экспериментальной деятельности, направленной на открытие нового и развивающей продуктивные формы мышления. Ребёнок, познавая окружающий мир, стремится не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, понюхать, постучать им. Известная пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». И действительно, ребенок усваивает все прочно и надолго лишь тогда, когда он слышит, видит и обязательно делает сам. 
Ученые, исследовавшие экспериментальную деятельность (Н. Н. Поддьяков, А. И. Савенков, А. Е. Чистякова, О. В. Афанасьева), отмечают основную особенность экспериментальной деятельности: «ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним». Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно, творчески.
Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности. Ребенок-дошкольник сам по себе является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности – экспериментированию. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе.
С помощью метода экспериментирования, дети получают реальные представления о различных сторонах обследуемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами. Они узнают не только факты, но и достаточно сложные закономерности, лежащие в основе явлений окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее экспериментальная деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Новизной является комплексное использование элементов ранее известных и современных методик детского экспериментирования. И характеризуется структуризацией практического и диагностического материала именно для дошкольников.
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. 
Цель программы – расширить знания детей об окружающем мире, посредством экспериментальной деятельности.
Задачи:
Образовательные:
    расширить представления детей об окружающем мире, физических явлениях и свойствах неживой и живой природы;
    обучить детей проводить доступные опыты, строить гипотезы, искать ответы на вопросы и делать умозаключения; анализировать и фиксировать результаты опытно-экспериментальной деятельности;
    сформировать опыт выполнения правил техники безопасности и умения пользоваться приборами-помощниками при проведении экспериментов;
    создать условия для экспериментальной деятельности.
Развивающие:
    развивать у детей умений пользоваться приборами-помощниками при проведении игр-экспериментов;
    развивать мыслительные операции умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.
Воспитательные:
    воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней;
    способствовать воспитанию самостоятельности, активности;
    побуждать детей к соблюдению правил техники безопасности при проведении экспериментов.
Форма работы с детьми. 
Занятия проводятся 2 раза в неделю (во 2-й половине дня). Форма занятий групповая. В группе занимается 12 человек. Продолжительность занятий 20 минут. Курс занятий рассчитан на 8 месяцев (с октября по май).
Ожидаемые результаты у детей:
Развитие познавательных способностей детей:
1.    Проявляют любознательность к чему-то новому, неизвестному.
2.    Стремятся установить взаимосвязь между предметами окружающего мира.
3.    Разбираются в причинах наблюдаемых явлений.
4.    У детей сформированы умения и навыки самостоятельного проведения исследовательской, опытно-экспериментальной работы.
5.    Сформированы умения отвечать на вопросы, выдвигать гипотезы; подводить итог.
6.    Происходит накопление умений и навыков самостоятельного поиска информации и материалов, необходимых для исследований по определенной тематике.
7.    Дети начинают проявлять самостоятельность в обработке собранного материала, проявляют активность в разрешении проблемных ситуаций.
8.    Формируются коммуникативные навыки.

 
 

Программа занятий

Дополнительная общеобразовательная программа  (дополнительная общеразвивающая программа) по экспериментированию «Хочу всё знать»
 
На этой странице

Информация размещена на официальном сайте согласно Приказу Рособрнадзора от 04.08.2023 № 1493, с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» в рамках Политики в отношении обработки персональных данных и на основании заявления работника

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie