Кружок по экспериментированию «Хочу всё знать»
Программа «Хочу всё знать» разработана на основе программы «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста» Г. П. Тугушевой, А. Е. Чистяковой.
Актуальность. В современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего, проявлению самостоятельности, исследовательской активности. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и, в первую очередь, умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Поэтому уже в дошкольном возрасте необходимо заложить первоосновы личности, проявляющей активное отношение к миру.
Дошкольный возраст особенно важен для развития познавательной потребности, которая находит отражение в форме опытно-экспериментальной деятельности, направленной на открытие нового и развивающей продуктивные формы мышления. Ребёнок, познавая окружающий мир, стремится не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, понюхать, постучать им. Известная пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». И действительно, ребенок усваивает все прочно и надолго лишь тогда, когда он слышит, видит и обязательно делает сам.
Ученые, исследовавшие экспериментальную деятельность (Н. Н. Поддьяков, А. И. Савенков, А. Е. Чистякова, О. В. Афанасьева), отмечают основную особенность экспериментальной деятельности: «ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним». Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно, творчески.
Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности. Ребенок-дошкольник сам по себе является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности – экспериментированию. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе.
С помощью метода экспериментирования, дети получают реальные представления о различных сторонах обследуемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами. Они узнают не только факты, но и достаточно сложные закономерности, лежащие в основе явлений окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее экспериментальная деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Новизной является комплексное использование элементов ранее известных и современных методик детского экспериментирования. И характеризуется структуризацией практического и диагностического материала именно для дошкольников.
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
Цель программы – расширить знания детей об окружающем мире, посредством экспериментальной деятельности.
Задачи:
Образовательные:
расширить представления детей об окружающем мире, физических явлениях и свойствах неживой и живой природы;
обучить детей проводить доступные опыты, строить гипотезы, искать ответы на вопросы и делать умозаключения; анализировать и фиксировать результаты опытно-экспериментальной деятельности;
сформировать опыт выполнения правил техники безопасности и умения пользоваться приборами-помощниками при проведении экспериментов;
создать условия для экспериментальной деятельности.
Развивающие:
развивать у детей умений пользоваться приборами-помощниками при проведении игр-экспериментов;
развивать мыслительные операции умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.
Воспитательные:
воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней;
способствовать воспитанию самостоятельности, активности;
побуждать детей к соблюдению правил техники безопасности при проведении экспериментов.
Форма работы с детьми.
Занятия проводятся 2 раза в неделю (во 2-й половине дня). Форма занятий групповая. В группе занимается 12 человек. Продолжительность занятий 20 минут. Курс занятий рассчитан на 8 месяцев (с октября по май).
Ожидаемые результаты у детей:
Развитие познавательных способностей детей:
1. Проявляют любознательность к чему-то новому, неизвестному.
2. Стремятся установить взаимосвязь между предметами окружающего мира.
3. Разбираются в причинах наблюдаемых явлений.
4. У детей сформированы умения и навыки самостоятельного проведения исследовательской, опытно-экспериментальной работы.
5. Сформированы умения отвечать на вопросы, выдвигать гипотезы; подводить итог.
6. Происходит накопление умений и навыков самостоятельного поиска информации и материалов, необходимых для исследований по определенной тематике.
7. Дети начинают проявлять самостоятельность в обработке собранного материала, проявляют активность в разрешении проблемных ситуаций.
8. Формируются коммуникативные навыки.
Программа занятий
Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) по экспериментированию «Хочу всё знать»Информация размещена на официальном сайте согласно Приказу Рособрнадзора от 04.08.2023 № 1493, с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» в рамках Политики в отношении обработки персональных данных и на основании заявления работника