Кружок по экологическому образованию «Родники»
Программа по экологическому образованию «Родники» разработана на основе программы «Добро пожаловать в экологию!» О. Воронкевич.
Актуальность. По утверждению ученых, человечество идет к экологической катастрофе. За последнее десятилетия проблемы загрязнения и разрушения окружающей среды приняли глобальный характер. Бурный научно-технический прогресс, безнравственное отношение к природным богатствам. В настоящее время одной из приоритетных педагогических проблем является формирование экологической культуры детей, а это возможно лишь при условии реализации идеи непрерывного экологического образования и воспитания, которая может быть обеспечена созданием определенной системы. В педагогической науке и практике достаточно полно разработаны основные идеи образования и воспитания детей в области окружающей среды (И. Д. Зверев, С. Н. Глазычев, А. Н. Захлебный, И. Т. Сураветина и др.). Разработаны и внедрены в практику теоретические положения об организации экологического образования и воспитания младших дошкольников (Т. А. Бабакова, Л. Д. Бобылева, Л. П. Салеева-Симонова, А. А. Плешаков), а также учащихся среднего и старшего школьного возраста (Н. В. Добрецова, И. Д. Зверев, Н. М. Чернова и др.)
Однако важнейший этап – этап дошкольного образования – до сих пор остаётся малоисследованным. В связи с этим и возникла потребность в создании программы формирования основ экологической грамотности дошкольников. Предлагаемая мною программа построена таким образом, чтобы дети имели возможность изучать основные компоненты природной среды и взаимосвязи между ними, условия жизни живых существ в связи с особенностями сезонов года и др.
Особенностью программы является реализация регионального компонента. Исходя из того, что экологическое воспитание должно включать в себя краеведение и необходимость вести с детьми природоохранительную работу, в программу вводится изучение экологической обстановки края.
При составлении программы учитывались возрастные особенности детей, а также сочетание разнообразных форм и методов работы с ними.
Программа рассчитана на детей 5-6 лет. Срок реализации 1 год.
Основная цель программы – формирование начал экологической культуры, то есть формирование человека с новым экологическим мышлением, способным осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой, а также воспитание активной и творческой личности.
Достигнуть этой цели помогает решение следующих задач:
• помочь ребенку овладеть основами экологического мировоззрения и культуры;
• расширить познавательные способности детей через поиск и решения сложных вопросов, требующих актуализации знаний, умения анализировать, видеть за отдельными фактами закономерность;
• развитие собственного познавательного опыта через наблюдения, опыты, эксперименты;
• поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности и самостоятельности;
• развитие интеллектуальных и творческих способностей через овладение действиями наглядного моделирования;
• воспитывать бережное и осознанное отношение к природе родного края.
Форма работы с детьми. Программа предназначена для детей 5-6 лет, срок реализации:1 год. Приём детей основан на добровольном участии.
Наполняемость группы 15-16 человек. Продолжительность занятий: 25 минут. Учебная и развивающая нагрузка сочетается с динамической паузой.
Регулярность проведения: 2 раза в неделю во второй половине дня. Всего занятий 64.
Мониторинг уровня знаний и умений детей проводится 2 раза в год: вводный (октябрь) итоговый (май). (Приложение№1). Во время занятий соблюдаются санитарно-гигиенические нормы (освещение, проветривание, время проведения).
В своей деятельности я использую различные формы педагогической работы:
экскурсии в различные биоценозы (луг, лес, и т. д.) в разные сезоны;
целевые прогулки за пределы участка детского сада (парк, сквер, улица);
экскурсии в музеи (краеведческий, изобразительных искусств, зоологический);
занятия в группе детского сада;
занятия в уголке природы;
уроки доброты.
Ожидаемые результаты. К концу курса дети должны углубить свои знания о мире природы, как целостной взаимосвязанной системе. Уметь наблюдать за объектом природы, оценивать и фиксировать свои наблюдения при помощи рисунков, аппликаций, рассказов, описаний. Приобщиться к народной мудрости, опыту, тем самым испытать уважение к предкам, ощутить связь поколений. Также стремиться следовать правилам поведения на природе и в обществе, бережно относиться к природе.
Для закрепления знаний по конкретной теме проводятся выставки детского творчества или турниры знатоков, викторины, а также тематические праздники.
В конце учебного года проводится мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения программы экологического кружка «Родники».
Программа занятий
Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) по экологическому образованию «Родники»Информация размещена на официальном сайте согласно Приказу Рособрнадзора от 04.08.2023 № 1493, с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» в рамках Политики в отношении обработки персональных данных и на основании заявления работника