Кружок по подготовки руки к письму «Волшебные линии»
В современных условиях функционирования и развития дошкольного образования как никогда остро стоит задача повышения эффективности обучения и воспитания подрастающего поколения. Задача дошкольного воспитания состоит не в максимальном ускорении развития ребенка, не в функционировании сроков и темпов перевода его на «рельсы» школьного возраста, а прежде всего в создании каждому дошкольнику условий для наиболее полного раскрытия и развития индивидуальных возможностей и особенностей ребенка его неповторимости и самобытности. Дополнительная образовательная программа разработана на основе развивающей программы Е.А. Максимовой «Готовим пальчики к письму» и с учетом интересов родителей, обучающихся в дошкольной организации, и предусматривает работу кружка по подготовке руки детей среднего дошкольного возраста к письму «Волшебные линии». Доказано, что от степени развития мелкой моторики зависит и уровень развития речи. Они влияют друг на друга. Манипулятивная деятельность стимулирует речевое развитие, а использование речевого материала развивает артикуляционную моторику. Координация движений способствует выработке гибкости, точности движений, развитию глазомера. Все это повышает работоспособность коры головного мозга, активизирует мыслительную деятельность. Так как основным видом деятельности дошкольников является игра, занятия носят игровой характер. Как воспитатель группы среднего дошкольного возраста, я вижу актуальность данной проблемы на современном этапе при подготовке дошкольников к письму. В школе, на первом этапе обучения, дети часто испытывают затруднения с письмом: быстро устает рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание букв. Эти затруднения обуславливаются неразвитостью мелкой моторики пальцев руки и недостаточной зрительно-двигательной координации. Изучив опыт работы по данной проблеме, я пришла к выводу, что работа по развитию мелкой моторики должна базироваться на комплексном подходе – сочетании развития речи, физкультминуток, пальчиковых и игровых упражнений. Дошкольный возраст – это период возникновения, становления и развития многообразных представлений, которые затем перерастают в понятия об окружающем мире. Значительная часть детей при зрительном восприятии предмета склонна ограничиваться очень беглым осмотром экспонируемого предмета, так что складывающийся в их сознании образ носит весьма неполный характер. Это отражается на воспроизведении образов и их элементов. Дети могут успешно зрительно опознать предмет, но испытывают заметные затруднения при его воспроизведении. Изображение букв различной конфигурации требует довольно высокого уровня организации двигательного аппарата руки, весьма полного и детализированного изображения. Поэтому программа предлагает тщательно продуманную систему упражнений для подготовки к письму. Обучение строится на игровой деятельности и носит практический характер. Разработанная система занятий способствует не только развитию мелкой моторики рук, но и развитию двигательной памяти, умению точно воспроизводить по образцу, выполнять упражнения по словесной инструкции. Тематические занятия включают в себя работу с трафаретами, карточками, шаблонами, упражнения для кистей и пальцев руки, гимнастику для глаз.
Цель: формирование компонентов интеллектуальной и сенсорной готовности к школе через: развитие мелкой моторики руки ребенка, развитие слухового внимания, развитие графического воспроизведения.
Задачи:
Образовательные: - готовить руку ребенка к письму; - учить разбивать фигуры на части, воссоздавать фигуру из частей, преобразовывать форму фигур;
- способствовать развитию познавательных способностей, творческого воображения и пространственных представлений.
Развивающие: - развивать мелкую моторику пальцев рук путем работы с карандашом, выполнения графических заданий, пальчиковых игр, штриховок и т. д.;
- развивать индивидуальные способности, креативность, самостоятельность у детей дошкольного возраста посредством организации кружковой работы;
- развивать зрительно - моторную координацию;
- развивать познавательные процессы: зрительное и слуховое восприятие, пространственное восприятие, память, внимание, логику, аналитическое мышление, творческие способности;
- развивать чувство ритма посредством ритмических рисунков;
- развивать пространственную ориентировку.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к занятиям изобразительной и творческой деятельности;
- воспитывать организованность, усидчивость и аккуратность в работе;
- воспитывать заинтересованность в освоении навыков письма, стремление учиться писать в школе;
- воспитывать положительное отношение к письму.
Форма работы с детьми: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Срок реализации: 1 год.
Периодичность занятий: 2 раза в неделю.
Продолжительность: 20 минут.
Процесс подготовки дошкольников к обучению письму не должен быть механической тренировкой руки ребенка. Письмо, прежде всего, является умственным процессом, аналитико-синтетической деятельностью. Это должна быть система осознанной, творческой работы каждого ребенка под руководством и при помощи взрослого. Предлагаемая система подготовки руки к письму включает в себя четыре основных направления.
1.Развиваем руку. Правильный захват карандаша подразумевает, что его держат тремя пальцами: большим, указательным и средним (щепоть). При этом карандаш лежит на левой стороне среднего пальца. Большой палец поддерживает карандаш слева, а указательный — сверху. Верхний конец карандаша направлен в плечо. При правильном захвате карандаша указательный палец должен легко подниматься, и карандаш при этом не падает. Для развития щепоти используются пальчиковые игры, упражнения с карандашом и др.
Правильное распределение мышечной нагрузки подразумевает: напряжение и чередование силового напряжения и расслабления. Именно такая последовательность смены тонуса мускулатуры рук осуществляется при правильном письме. Систематическое развитие мелкой моторики доминирующей руки сопровождается движениями со стихами, чистоговорками, рассказами. Цель таких упражнений – укрепить мышцы кисти, снять их излишнее напряжение, исключить дрожание руки.
2. Начинаем подготовку к технике письма. В зависимости от возрастных возможностей ребенок учится ориентироваться в пространстве, определять пространственные взаимоотношения относительно себя, относительно другого предмета и относительно человека, стоящего, напротив. Развитое чувство ритма является одной из предпосылок обучения детей технике письма. Работа начинается с разнообразных упражнений, связанных с отхлопыванием ритмических рисунков. Постепенно дети переходят к рисованию элементарных бордюров, в основе которых лежит ритмическое расположение отдельных элементов.
3. Формируем элементарные графические умения.
Необходимо широко использовать штриховки, обведение контуров предметов. Прописывание на линии группы контурных изображений предметов формирует навык соблюдения строки, удержания размера фигуры, тиражирования изображения. Все это будет необходимо в школе при написании букв в тетради. Важно, чтобы каждое графическое упражнение имело свое название «Гирлянда на елку», «Узор из листьев», «Пропеллеры» и т. д. Такое образное соотнесение позволяет детям за линией, контуром видеть предмет, развивает фантазию, творчество, делает сложную кропотливую работу по формированию графических навыков интересной и привлекательной для дошкольника.
Возраст детей: программа рассчитана на детей среднего дошкольного возраста.
Основные направления работы по подготовке руки дошкольника к письму:
1. Массаж кистей рук, пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры.
2. Штриховка в разных направлениях по образцу, соблюдение правил штриховки.
3.Обведение контура, изображенного точками и пунктирными линиями. 4. Дорисовывание и копирование рисунков.
5. Раскрашивание картинок, соблюдение правил раскрашивания.
6. Графические упражнения, рисование по клеткам.
7. Графомоторика.
8. Печатание цифр по клеткам.
Материально-технические условия
1. Кабинет, соответствующий нормам СанПин.
2. Наглядные материалы, иллюстрации к темам.
3. Картинки, книжки-раскраски. 4. Принадлежности для занятий: тетради в большую клетку на каждого ребенка, шаблоны и трафареты для штриховки, головоломки, графические упражнения, ручки цветные на каждого ребенка, простые и цветные карандаши на каждого ребенка.
Ожидаемые результаты:
Обучающийся будет знать:
- правила и различные виды штриховки (вертикальная, горизонтальная, наклонная, по уменьшающемуся и увеличивающемуся контуру);
- гигиенические правила письма (посадка, положение рук при письме, положение ручки, тетради);
- правила работы с тетрадью.
Обучающийся будет уметь:
- правильно сидеть за столом во время письма;
- правильно располагать рабочую тетрадь;
- правильно держать карандаш и ручку;
- проводить различные линии (прямые, ломаные, изогнутые);
- проводить линии в разных направлениях;
- обводить рисунки по контуру, стараясь не отрывать карандаш от бумаги;
- ориентироваться на листе бумаги в клетку.
Программа занятий
Дополнительная общеобразовательная программа по подготовке руки к письму «Волшебные линии»Информация размещена на официальном сайте согласно Приказу Рособрнадзора от 04.08.2023 № 1493, с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» в рамках Политики в отношении обработки персональных данных и на основании заявления работника