Кружок по ритмике «Топ, топ малышок»

Воспитатель высшей квалификационной категории Гарина Элла Вячеславовна.
Воспитатель высшей квалификационной категории
Гарина Элла Вячеславовна

Данная образовательная программа дополнительного образования направлена на улучшение физического развития детей, повышение устойчивости к утомлению и повышению работоспособности. Программа кружка «Топ, топ малышок» составлена на основе программы «Ритмическая мозаика» А.И. Бурениной.
Ритмическая гимнастика – это гимнастика с оздоровительной направленностью, основным средством которой являются комплексы гимнастических упражнений, различные по своему характеру, выполняемые под ритмичную музыку и оформленные танцевальными движениями.
Достоинства ритмической гимнастики известны как средства воздействия на психическое и физическое состояние ребенка. Такие занятия воздействуют на сердечно-сосудистую, нервно-мышечную, эндокринную системы организма.
Ритмическая гимнастика базируется на огромном арсенале разнообразных движений и упражнений. Умение передать свои чувства и переживания с помощью красивых жестов, движений, поз, мимики без излишнего напряжения и составляет двигательную культуру человека.  Основой ее является мышечное чувство, которое и вырабатывается в ходе занятий ритмической гимнастикой. Правильная постановка рук и ног, удержание прямой осанки, правильная линия поз, оттянутые носочки, собранные кисти – вот неполная характеристика красивого движения.  Занимаясь ритмической гимнастикой, дети получают представление о разнообразном мире движений, который, особенно на первых порах, является для них новым и необычным.
Актуальность программы заключается в создании условий для сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста.
Новизна программы заключается в использовании ритмических движений как одно из основных средств сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста.

Веселая музыка занятий, высокая двигательная активность детей создают радостное, приподнятое настроение, заряжают положительной жизненной энергией. На занятиях не только не запрещается улыбаться, но и приветствуются все проявления хорошего настроения. Часто дети во время выполнения упражнений комплекса напевают мелодии звучащих песен. Это нисколько не мешает им. Яркими жестами, хлопками они выражают свою радость от проделанной работы.
Все образовательные модули программы объединяет игровой метод проведения занятий. Игровой метод придаёт учебно-воспитательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоения упражнений, повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребёнка. В танцевально-ритмическую гимнастику входят разделы: игроритмика, игрогимнастика, игротанец. Нетрадиционные виды упражнений представлены: игропластикой, пальчиковой гимнастикой, игровым самомассажем, музыкально-подвижными играми и играми-путешествиями.
Цель программы: творческое развитие личности дошкольника средствами ритмической гимнастики.   
Ритмическая гимнастика предусматривает решение следующих задач:
1.Образовательные.
Учить детей воспринимать развитие музыкальных образов и выражать их в движениях, согласовывать движения с характером музыки, определять и различать простейшие музыкальные жанры.
2.Развивающие.
Развивать мышление, воображение, находчивость, познавательную активность, расширять кругозор.
3.Воспитательные.
Воспитывать умения эмоционального выражения и творчества в движения.

Отличительные особенности данной программы от уже существующих:
– ориентация на совершенствование профессионализма самого педагога,
– использование в качестве музыкального сопровождения целостных произведений,
– акцентирование внимания педагога не столько обучению музыкально-ритмическим движениям, сколько на анализе тех внутренних процессов, которые являются регулирующей основой движения под музыку.
Музыкально-ритмические движения являются синтетическим видом деятельности, следовательно, любое обучение, основанное на движениях под музыку, будет развивать музыкальный слух, и двигательные способности, а также те психические процессы, которые лежат в основе. Однако, занимаясь одним и тем же видом деятельности, можно преследовать различные цели, например, акцентировать внимание на развитии чувства ритма у детей, либо двигательных навыков, артистичности и т.д.
Основная направленность программы, является психологическое раскрепощение ребёнка через освоение своего собственного тела как выразительного инструмента.
Обучение в кружке рассчитано на 1 год, состав кружка состоит из детей младшего возраста (3-4 года). Занятия с детьми проводятся два раза в неделю.
Основные методические приёмы, которые используются – это объяснение, показ, поощрение детей, подчёркивание в них чувства собственного достоинства, и, главное, многократное закрепление этих правил на занятиях, в играх таким образом, чтобы это вошло в привычку и стало нормой поведения.
Как правило, эти элементарные правила этикета дети воспринимают естественно, им нравится их выполнять, и поэтому они легко усваиваются.
На занятиях могут быть использованы загадки, сюрпризы, обращение к любимым персонажам и героям мультфильмов и т.д.
Выученные композиции будут использованы на праздничных утренниках, спортивных праздниках, развлечениях.
Содержание программы носит практический характер, соответствует современным достижениям педагогики, психологии и физиологии детей дошкольного возраста, взаимосвязано с программами по физическому и музыкальному воспитанию в дошкольном учреждении. 
Забота о правильном, своевременном психофизическом развитии ребенка и его здоровье должна выражаться в следующем:
– удовлетворить естественную биологическую потребность ребенка в движении;
– обеспечить развитие и тренировку всех систем и функций организма ребенка через специально организованную для дошкольного возраста двигательную активность и физические нагрузки;
– сформировать навыки в разных видах движений;
– способствовать развитию двигательных качеств и способностей ребенка;
– стимулировать функциональные возможности каждого ребенка и активизировать детскую самостоятельность;
– создать оптимальные условия для разностороннего развития детей: активизации мыслительной деятельности, поиска адекватных форм поведения, формирование положительных эмоциональных и нравственно-волевых проявлений детей.
Форма работы с детьми. Занятия проводятся с группой детей (12 человек) 2 раз в неделю (во 2-й половине дня). Продолжительность занятий 15 минут. Курс занятий рассчитан на 8 месяцев (с октября по май).
Ожидаемые результаты:
1.    Разработка эффективной комплексной системы, формирования здоровья детей дошкольного возраста.
2.    Улучшение физического развития.
3.    Повышение устойчивости к утомлению, двигательным нагрузкам, повышение работоспособности. Повышение физической выносливости.
4.    Улучшение осанки, гибкости суставов.
5.    Совершенствование чувства ритма, музыкальности, двигательной культуры.
Для эффективного развития ребенка в танцевально-ритмической деятельности необходимо отслеживать влияние занятий в кружке «Топ, топ малышок» на ребенка. Результаты исследования позволяют педагогу грамотно развивать ребенка в соответствии с его индивидуальными возможностями, видеть результат своей деятельности и вносить коррективы в перспективное планирование (приложение 1). 

Методы обучения, используемые в программе кружка «Топ, топ малышок»

Логоритмика. 
Движения выполняются под стихи. Логоритмика используется в подготовительной части занятия, в партерной гимнастике, в разучивании танцевальных элементов, в образных танцах и в играх (Приложение 2).
Музыкальная разминка.
Движения выполняются под музыку. Используются различные виды ходьбы, бега и прыжки. Как правило разминка выполняется по кругу с продвижением вперед. В этой части упражнения даются с применением образов – например, «идем как цапля», «летим как птички», «прыгаем как зайчики». 
Ритмическая гимнастика.
Выполнение общеразвивающих упражнений на месте под музыку с различными предметами и без них. 
Партерная гимнастика. 
Это упражнения на растяжку, развитие гибкости и силы, которые выполняются на полу. Они необходимы для того, чтобы ребенок мог владеть своим телом, а его движения были более точные и пластичные. Многие упражнения имеют свои названия и выполняются с использованием логоритмики. (Приложение 3)
Танцевальные движения. 
Данный раздел направлен на формирование танцевальных движений у детей, что способствует повышению общей культуры ребенка и обогащению двигательного опыта разнообразными видами движений. В этот раздел входят танцевальные шаги, позиции рук, движения рук, ног, корпуса, хлопки, прыжки, построения и перестроения. Осваиваются виды движений различных танцев. 
Сюжетно-образные танцы. 
Сюжетно-образные танцы являются основой для развития чувства ритма и двигательных способностей занимающихся, позволяющих свободно, красиво и правильно выполнять движения под музыку, в соответствии с текстом песни и особенностями музыки - характеру, ритму и темпу. Сюжетно-образные танцы направлены на развитие выразительности движений, чувства ритма, артистичности, развитие двигательной памяти в соответствии с музыкой и текстом песен. Использование сюжетно-образных танцев в работе с детьми способствует развитию умения воспринимать музыку, то есть чувствовать ее настроение, характер и понимать ее содержание. Развивается музыкальная память, внимание, координация движений, пластичность, ориентация в пространстве. В этом разделе используются как правило изученные танцевальные движения. (Приложение 4)
Музыкальные игры. Все дети любят играть, поэтому в программе используются музыкальные игры различного характера, а именно: сюжетно - ролевые игры, подвижные игры, общеразвивающие игры, игры для создания доверительных отношений в группе, игры направленные на развитие внимания ребёнка к самому себе, своим чувствам, игры на развитие слуха, чувства ритма, ориентации в пространстве. (Приложение 5)

Программа занятий

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) по ритмике «Топ, топ малышок»
На этой странице

Информация размещена на официальном сайте согласно Приказу Рособрнадзора от 04.08.2023 № 1493, с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» в рамках Политики в отношении обработки персональных данных и на основании заявления работника

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie