Кружок по развитию мелкой моторики «Пальчиковое творчество»

Воспитатель высшей квалификационной категории Спиридонова Марина Николаевна.
Воспитатель высшей квалификационной категории
Спиридонова Марина Николаевна

Программа дополнительного образования «Пальчиковое творчество» составлена на основе парциальной программы художественно-эстетического развития детей 2-7 лет в изобразительной деятельности «Цветные ладошки» И. А. Лыковой.    
В дошкольном возрасте проблема творчества всегда была одной из актуальных, т. к. развитие творчества – одна из важных задач педагогики. Бесспорно, изобразительная деятельность является одним из самых интересных видов детской деятельности и позволяет ребенку выразить в создаваемых образах свои впечатления, свое отношение к окружающему миру. Но, как правило, творческие возможности дошкольников находятся в скрытом состоянии и не всегда полностью реализуются в процессе освоения образовательной программы. Начиная свою педагогическую деятельность, я заметила, развитие изобразительных навыков у детей находится на разном уровне. У одних – они развиты в достаточной мере, и ребенок легко может отобразить на листе бумаги объект или явление. У других детей не получается нарисовать даже самые характерные признаки предмета или явления. И при взаимооценке детских работ встает проблема: как не допустить необоснованной критики, как помочь малышу раскрыть творческие возможности и поверить в свои силы? Для решения этих вопросов я стала изучать методическую литературу. Чётко определила критерии руководства по изобразительной деятельности: знание возрастных особенностей развития детей, наличие творческого потенциала, индивидуальные склонности и предпочтения. Одной из самых интересных форм для меня стала организация изобразительной деятельности детей с использованием нетрадиционных техник рисования.
Из моих наблюдений стало понятно, что стандартных наборов изобразительных материалов и способов передачи изображения недостаточно. А нетрадиционные техники рисования  позволяют использовать любые, порой даже самые неожиданные материалы в изобразительной деятельности: бумагу, поролон, зубные щетки, нитки, пальцы и ладони рук и др. Расширяется диапазон способов передачи изображения: кляксография, выдувание, набрызг и др. В связи с этим, нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно. В этих способах изображения нет жесткой заданности и строгого контроля. Зато есть творческая свобода и подлинная радость. Результат очень эффективный и почти не зависит от умелости и способностей. Это похоже на занимательную игру.             Актуальность программы состоит в том, что изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования является наиболее благоприятной для развития творческих способностей детей. В настоящее время проблема развития детского творчества является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления. Идея использования нетрадиционных техник рисования в изобразительной деятельности детей подразумевает работу с дошкольниками, имеющими как повышенную, так и низкую мотивацию к изодеятельности и различный уровень художественно-творческого развития.
Цель: развитие художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования.    
Задачи:
Образовательные:    
    расширить представления о многообразии нетрадиционных техник рисования;    
    познакомить с приемами нетрадиционных техник рисования и способами изображения с использованием различных материалов;    
    развивать художественно – творческие способности детей.
Развивающие:    
    формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования;
    создать условия для свободного экспериментирования с нетрадиционными художественными материалами и инструментами;
Воспитательные:
    приумножать опыт творческой деятельности, формировать культуру творческой личности;
    развивать творческое воображение, фантазию, мышление дошкольников через занятия по освоению нетрадиционных техник рисования;    
        развивать цветовосприятие и зрительно – двигательную координацию, чувство композиции и колорита;
        подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей деятельности.
Форма работы с детьми: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Срок реализации: 1 год.
Периодичность занятий: 2 раза в неделю.
Продолжительность: 30 минут.    
На занятиях кружка дети с интересом осваивают новые способы рисования с помощью:
1.     Тычка жесткой полусухой кистью.
Способ получения изображения: опустить в гуашь кисть и ударить ею по бумаге, держа вертикально. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
2.     Скатывание бумаги.
Способ получения изображения: смять в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатать из нее шарик. Размеры могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком-снеговик).
3.     Оттиск пробкой.
Способ получения изображения:  прижать пробку к штемпельной подушке с краской и нанести оттиск на бумагу.
4.     Оттиск поролоном
Способ получения изображения:  прижать поролон к штемпельной подушке с краской и нанести оттиск на бумагу.
5.     Оттиск пенопластом
Способ получения изображения:  прижать пенопласт к штемпельной подушке с краской и нанести оттиск на бумагу.
6.     Оттиск печатками из ластика
Способ получения изображения: прижать печатку из ластика к штемпельной подушке с краской и нанести оттиск на бумагу.
7.     Оттиск смятой бумагой
Способ получения изображения:  прижать смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и нанести оттиск на бумагу.
8.     Восковые мелки+акварель
Способ получения изображения: нарисовать восковыми мелками на белой бумаге. Закрасить лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелком остается незакрашенным.
9.     Монотопия
Способ получения изображения: сложить лист бумаги вдвое и на одной его половине нарисовать половину изображаемого предмета. Пока не высохла краска, лист сложить пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно дорисовать.
10.   Кляксография обычная
Способ получения изображения: зачерпнуть гуашь пластиковой ложкой и вылить на бумагу. Затем лист накрыть другим листом и прижать. Верхний лист снять, рассмотреть изображение: определить, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовать.
11.   Кляксография с трубкой
Способ получения изображения: Зачерпнуть гуашь пластиковой ложкой и вылить на бумагу. Затем на это пятно подуть из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется.
12.   Кляксография с ниточкой
Способ получения изображения: опустить нитку в краску, отжать ее. Затем на листе бумаги выложить ниткой изображение, оставляя ее конец свободным. Сверху наложить другой лист, прижать и вытянуть нитку за кончик. Недостающие детали дорисовать.
13.   Набрызг
Способ получения изображения: набрать краску на кисть и проводить ею по расческе, которую держать над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу.
14.     Отпечатки  листьев
Способ получения изображения:покрыть лист дерева разными красками, приложить его к бумаге окрашенной стороной для получения оттиска.
15.    Граттаж
Способ получения изображения: картон с серебристым покрытием закрасить гуашью, смешанной с жидким мылом. После высыхания палочкой процарапывается рисунок. Далее возможно дорисовывание недостающих деталей гуашью.
16.    Рисование пальчиками
Способ получения изображения: опустить в гуашь пальчик и нанести пятнышко на бумагу, можно наносить полосочки.
17.    Заколдованные картинки
Способ получения изображения: наклеить из ткани разной формы и фактуры кусочки. Рассмотреть, на что похожи и дорисовать недостающие детали рисунка.
18.     Рисование солью
Способ получения изображения: нарисовать животное, птицу и т.д. клеем ПВА и посыпать сверху солью. После высыхания можно разукрасить.
19.    Рисование по мятой бумаге
Способ получения изображения: красками нарисовать простой и четкий рисунок на мятой бумаге для получения мазочного эффекта.
20.    Рисование по мокрой бумаге.
Способ получения изображения: намочить лист бумаги и разместить ее на  мокрой салфетке, рисовать лучше акварелью. Эффект состоит в мягкости, прозрачности рисунка.
21.   Батик
Способ получения изображения: для изготовления картин в технике батик можно использовать различные краски: акварельные, акриловые, тушь, гуашь. Самый простой способ рисования – тычком (поролоновый, листочки растений, пробки от бутылок, ластик, картофель и т.д.), сложнее нарисовать картинку кистью. Для этого необходима помощь взрослого. Эта техника сходна с работой акварелью по мокрой бумаге. Краска широкими кистями наносится на влажную поверхность ткани в соответствии с эскизом. Затем, ткань подсушивают и работают по сухой ткани. Детали рисунка прорабатываются мелкими мазками.
22.    Рисование мыльными пузырями
Способ получения изображения: гуашь, воду и шампунь смешать и выдуть пену. Затем взять лист бумаги и приложить его к цветной пене. Осторожно отодвинуть бумагу. Дорисовать стебель и листья. Можно составить букет или заполнить фон подобным способом.
23.    Рисование мелом
Способ получения изображения: для получения фона проводим торцевой стороной брусочком мела. Для прорисовки элементов (деталей) рисунка проводим заостренной частью кусочка мела.
24.    Живопись на природном камне
Способ получения изображения: на камень хорошо ложатся масляные и гуашевые краски, а если его подогреть, то можно рисовать масляными или перламутровыми карандашами. Рисунок можно нарисовать самостоятельно “от руки”, а можно нанести трафарет, а затем дорисовать детали.
25.      Рисование манкой
Способ получения изображения: на картоне нарисовать карандашный рисунок. На элементы рисунка, которые необходимо выделить, нанести клей ПВА и засыпать манкой. После высыхания можно разукрасить гуашевыми красками (манку можно красить заранее).
26.    Песочные картины
Способ получения изображения: на весь лист картона нанести клей ПВА. Засыпать песком, просеивая через сито. После высыхания, стряхнуть лишний песок. Карандашом нарисовать эскиз картины. Затем нарисовать гуашью задуманный сюжет. Если работать по сырой поверхности, получатся необычные красивые разводы.
27.   Пластилинография
Способ получения изображения: на листе бумаги нарисовать крупный четкий рисунок красками. Сверху наложить стекло. Маленькие кусочки пластилина размазать соответствующими эскизу цветами. Стараться наносить равномерный слой без пропусков. Оформить в рамку.
28.    Рисование мелованной губкой
Способ получения изображения: намочить губку, нарисовать на ней мелом и отпечатать полученное изображение на листе бумаги.
29.    Клеевые рисунки
Способ получения изображения: выдавить густой клей на вощеную бумагу, формируя красивые фигуры. Подождать, пока клей высохнет. Он должен стать твердым и прозрачным. Раскрасить фигуры маркером. Это может быть самостоятельной работой. Можно отделить фигурки от бумаги и подвесить их на потолок, продев через них нитку, или сделать бусы.     
Материально-технические условия реализации программы
Акварельные краски
Акриловые краски
Бумага
Восковые мелки
Гуашь
ИКТ
Кисти
Клей ПВА
Крупы
Лоскутки ткани
Нитки
Палочки для процарапывания
Печатки из пробок
Природный камень
Трубочки для коктейля
Тушь
Тычки из поролона
Цветной мел
   Ожидаемые результаты:                                                           

  - значительное повышение уровня развития творческих способностей;                        

- расширение и обогащение художественного опыта;                                            

- формирование предпосылок учебной деятельности и умения взаимодействовать друг с другом;                                             

 - развитие творческой  активности, самостоятельности на занятиях;                          

- способность к свободному экспериментированию с художественными и нетрадиционными материалами;                                                               

- развитие креативности;                                                                   

- нахождение  адекватных выразительно-изобразительных  средств для создания художественного образа;                                                   

- склонность к экспериментированию  с разными художественными материалами и инструментами;                                                 

- самостоятельность при выборе сюжета, темы, композиции, художественных материалов и инструментов;                                    

- оригинальность и вариантность в решении творческой задачи и продукта (результата) детского творчества.


 

Программа занятий

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) по развитию мелкой моторики  «Пальчиковое творчество» направлена на развитие художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования.    
На этой странице

Информация размещена на официальном сайте согласно Приказу Рособрнадзора от 04.08.2023 № 1493, с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» в рамках Политики в отношении обработки персональных данных и на основании заявления работника

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie